Понятие и актуальность проблемы идентификации

Категория: Методы и техническое обеспечение контроля качества товаров

Значимость и актуальность идентификации товаров подтверждается тем, что в России этот вид деятельности за последние десятилетия стал объектом регламентирования в ряде нормативных документов: федеральных законах, стандартах и Правилах по сертификации. В них установлены определения термина «идентификация», причем в четырех документах даются негармонизированные определения.

Так, в словаре термин «идентификация» определяется как «отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо». При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам, характеризующимся той же совокупностью потребительских свойств, или описанию товара на маркировке, в товаросопроводительных и нормативных документах.

Регламентированное определение данного термина (идентификация продукции) впервые было приведено в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации. «Идентификация продукции — процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции)».

Недостаток данного определения заключается в том, что деятельность по идентификации сужается до процедуры для целей сертификации, а идентифицирующие критерии — до требований нормативных и технических документов, других средств информации о продукции.

Однако не всегда в нормативных и технических документах на маркировке приводятся требования (критерии), которые пригодны для сертификации. По нашему мнению, неверно сужать функции идентификации только до одной — подтверждающей, используемой для целей сертификации. Для этого необходимо определить место идентификации в разных видах деятельности по оценке соответствия.

В ГОСТ Р 51293—99 «Идентификация продукции. Общие положения»  дается следующее определение: «Идентификация — установление соответствия конкретной продукции образцу и/или ее описанию».

В Законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» идентификация определяется как «деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о них, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках». В законе «О техническом регулировании» дано следующее определение: «Идентификация — установление тождественности продукции ее существенным признакам».

Наиболее четким является определение, данное в Федеральном законе «О техническом регулировании», так как введено два ранее не упоминавшихся в нормативных документах понятия, как «тождественность» и «существенные признаки».

Установление соответствия всем требованиям нормативных документов при идентификации, в том числе по несущественным признакам, является затратной и излишней деятельностью, к тому же не влияющей на достоверность результатов. Так, для идентификации соков предусмотрено около 40 показателей качества, значительная часть которых легко подделывается (например, содержание Сахаров и кислот).

В этой связи одной из наиболее актуальных проблем идентификации следует считать выявление ограниченного перечня существенных признаков, обеспечивающих подтверждение тождественности и подлинности продукции с достаточной степенью достоверности. Следует отметить, что в этом направлении немало сделано. Так, в Правила сертификации пищевых продуктов включены признаки идентификации товаров, хотя они не всегда совершенны и достоверны. В товароведении появилось целое научное направление: идентификация и фальсификация товаров разных однородных групп, а также учебная дисциплина с тем же названием. Начало этому было положено выходом в 1996 г. книги М. А. Николаевой, Д. С. Лычникова и А. Н. Неверова «Идентификация и фальсификация пищевых продуктов».