Понятие и принципы конкурентоспособности товаров

Категория: Основы товароведения

В экономической теории понятие "конкурентоспособность товара" связывается со способностью его отвечать требованиям рынка.

Конкурентоспособность товара можно сформулировать как способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Несмотря на имеющиеся различия в формулировках, общим является то, что уровень конкурентоспособности товара определяется в конечном счете покупателем (потребителем), который, приобретая продукцию, признает ее соответствие своим потребностям.

При оценке конкурентоспособности товаров следует опираться на совокупность принципов (исходных положений), следование которым позволяет повысить точность оценки, учесть интересы субъектов рынка, унифицировать порядок действий, составляющих содержание процедуры оценки. Различают следующие принципы оценки конкурентоспособности товаров: комплексность, относительность и социальная адресность.

Принцип комплексности конкурентоспособности товаров заключается в том, что при ее оценке должна учитываться совокупность критериев, определяющих особенности товаров-конкурентов.

В зависимости от субъекта рынка (изготовителя, продавца, потребителя) выбирается номенклатура групповых и единичных критериев. Поскольку носители информации о качестве (ГОСТ, ОСТ, ТУ, протоколы испытаний и др.) содержат информацию о технических характеристиках продукции, то эти характеристики необходимо трансформировать в потребительские показатели качества.

Изменение ряда критериев отражается как на полезности, так и на стоимости товара. Формирование номенклатуры критериев конкурентоспособности обеспечивает надлежащее качество товара.

Принцип относительности конкурентоспособности предполагает сравнительный характер ее оценки, когда выбранные критерии одного товара сравниваются с критериями другого товара, принятыми за базовые.

Любые товары должны соответствовать Закону "О техническом регулировании". Свидетельством соответствия является сертификат соответствия и/или декларация о соответствии.

Внешний тип рынка диктует требования к патентно-пра-вовым показателям (патентная защита и патентная чистота продукции) и наличие штрихкода на упаковке и маркировке экспортного товара.

Внутренний тип рынка диктует сопоставление соответствующих факторов и внутренней среды, например возможность эксплуатации одежды в условиях влажного тропического климата, солесодержащей атмосферы, национальные особенности страны.

Принцип социальной адресности товаров определяется степенью удовлетворения потребностей конкретных социально ориентированных сегментов потребителей. Так, одни и те же товары могут обладать конкурентоспособностью для определенных потребителей и не обладать ею для других.

Например, дорогая одежда ведущих домов моделей одежды привлекательна для обеспеченных потребителей и не является такой для малообеспеченных. Социальная адресность этих товаров и их конкурентоспособность будут неодинаковыми.

Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты по признаку вида продаваемого товара, территориального расположения, типа наиболее представленных на данной части рынка покупателей, по социальным признакам.

Сегментации может производиться по следующим признакам:

• географический (величина региона, плотность и численность населении климатические условия, административное деление - город, село, удаленность от предприятия-изготовителя);

• демографический (возраст, пол, размер, жизненный цикл семьи, количество детей);

• социально-экономический (социальное положение, профессиональная принадлежность, уровень образования и доходов);

• психологический (реакция потребителей на нововведения, мотивы, интересы).