Потребительские свойства прогулочных судов

Категория: Консервирование пищевых продуктов

Функциональные свойства судов подразделяют на мореходные и эксплуатационные.

К мореходным свойствам относят плавучесть, остойчивость, ходкость, управляемость.

Плавучесть характеризует способность судна держаться на воде в затопленном состоянии. Это достигается наличием герметических отсеков или специально вмонтированных блоков плавучести из пенопласта.

Остойчивость — это способность судна быстро восстанавливать состояние равновесия, из которого оно было выведено волнами, ветром или перемещением пассажиров. Чем шире и длиннее судно, тем выше его остойчивость. Судна с круглоскулыми обводами менее остойчивы, чем остроскулые или плоскодонные. Особо высокую остойчивость обеспечивают катамаранные и тримаранные обводы. Дополнительную остойчивость (подъемную силу) придают наружные накладки вдоль бортов — були (из дерева или пенопласта).

Ходкость — это способность судна перемещаться по воде с максимальной скоростью под действием приложенной к нему движущей силы. Этот показатель зависит от формы и размера корпуса, а также от мощности установленного на нем двигателя.

Управляемость — способность судна сохранять заданное прямое направление движения без отклонения в стороны (устойчивость) или быстро изменять его по желанию водителя (маневренность). Неустойчивые на курсе суда требуют постоянной корректировки направления движения, что удлиняет путь. Высокой устойчивостью на курсе отличаются узкие и длинные судна. Короткие и широкие судна, наоборот, отличаются большей маневренностью, они удобны при эксплуатации в речных зарослях и в условиях сложных переходов к стоянке.

К основным эксплуатационным свойствам судов относят пассажировместимость, грузоподъемность, водоизмещение, максимально допустимую скорость движения и максимально допустимую мощность мотора, а также дальность плавания.

Пассажировместимость зависит от грузоподъемности судна и числа посадочных мест на судне.

Грузоподъемность (полезная) — это способность судна принимать определенную массу груза и перевозить ее с заданной скоростью при определенной высоте волны. Этот показатель зависит от водоизмещения судна.

Водоизмещение судна определяется массой воды, вытесняемой судном при загрузке до ватерлинии — линии вдоль борта, определяющей допустимую границу погружения судна в воду. Водоизмещение отдельных легких судов колеблется от 100 до 500 кг.

Максимально допустимая скорость движения — это та скорость, которую может выдержать судно без повреждения и оверкота (опрокидывания). В зависимости от режима движения различают водоизмещающие тихоходные суда, которые при движении не испытывают подъемную силу воды, глиссирующие (скользящие) суда, которые поддерживаются на воде при движении динамическими подъемными силами, и суда, плавающие в переходном режиме. 

Максимально допустимая мощность мотора определяется остойчивостью и допустимой скоростью судна. На практике максимально допустимая мощность мотора для данного суд на определяется по его условным размерам (произведение длины на ширину транца).

Так, для лодок площадью 3,25 м2 рекомендуется мощность мотора 2,3 кВт, или 3 л. с.; 4 м2 — 5,5 (8); 5,2 м2 — 22 кВт (30 л. с.). Использование более мощных моторов может привести к опрокидыванию судна на повороте или на большой волне, а легкие лодки могут опрокинуться даже на стоянке из-за большой массы мотора.

К эргономическим свойствам судов относятся комфортность плавания, удобство управления, транспортирования, хранения и ухода за судами.

Комфортность судна определяют уровни качки, вибраций и шума, защищенность от брызг, ветра, холода, дождя и солнца, удобство сидений, условия для сна и отдыха. Просторный кокпит, наличие каюты, рубки, тента, мягкие и удобные сиденья, большая масса корпуса существенно повышают комфортность судна.

Удобство управления зависит от наличия дистанционного управления, механизма электропуска двигателя и от степени усилий, необходимых для управления судом.

Удобство транспортирования и хранения — это важное свойство для тех судов, которые обычно хранятся в автомобильных гаражах (вместе с автомобилями) вдали от водоемов. Такие лодки должны быть приспособлены для транспортирования на автоприцепе, на крыше автомобиля (картопы), в багажнике или рюкзаке. Наиболее компактными являются разборные и резиновые лодки.

Наиболее удобными в уходе являются резиновые и стеклопластиковые лодки, так как не нуждаются в ежегодной перекраске и заделке стыков. Повреждения корпуса легко устраняются с помощью клея.