Права и обязанности материально-ответственных работников; обязанности администрации

Категория: Менеджмент

     В соответствии с п. 5.1 Указаний о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации материально-ответственные работники имеют право:
1. Участвовать в приеме, обработке, складировании, хранении и отпуске (реализации) товаров, контроле и подсчете ежедневной выручки от продажи товаров, ее инкассации, а также в составлении документов на прием и отпуск товаров по количеству и качеству в соответствии с установленными правилами;
2. Осуществлять взаимный контроль за работой по хранению, обработке, продаже (отпуску), перевозке или применению в процессе производства ценностей;
3. Принимать участие в инвентаризации ценностей, переданных работнику;
4. Знакомиться с отчетами о движении и остатках переданных работнику ценностей, приходными и расходными товарными и денежными документами, проверять правильность установленных цен на товары и продукцию, иметь свободный доступ к ценностям, находящимся в их подотчете;
5. В необходимых случаях требовать от администрации проведения внеочередной или повторной инвентаризации переданных работнику ценностей;
6. Заявлять администрации об отводе работников, которые, по их мнению, не могут обеспечить сохранность ценностей (заявление об отводе составляется в письменной форме с указанием обоснованных мотивов и подписывается работниками, заявившими отвод данному работнику, либо оформляется в виде протокола собрания работников);
7. Проводить с ведома администрации самопроверки сохранности вверенных им ценностей с оформлением описей-актов и сообщением результатов проверки администрации;
8. Требовать от администрации выполнения условий договора и создания необходимых условий для полной сохранности товарно-материальных ценностей;
9. Участвовать совместно с администрацией в обсуждении и решении вопросов работы предприятия (торговой единицы), связанных с исполнением договоров о материальной ответственности.

     В свою очередь материально-ответственные работники обязаны:
1. Бережно относиться к переданным им для хранения или для других целей материальным ценностям и принимать меры к предотвращению ущерба;
2. В установленном порядке вести учет, составлять и представлять администрации товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенных материальных ценностей;
3. Своевременно ставить в известность администрацию о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных материальных ценностей.

     В соответствии с п. 5.3 Указаний о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации администрация обязана:
1. Создавать материально-ответственным лицам условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенных им материальных ценностей: выделять обособленные производственные, вспомогательные и подсобные помещения или места для хранения ценностей (шкафы, полки, стеллажи, прилавки и другие приспособления, позволяющие осуществлять постоянный контроль за работой по приему на хранение, обработке, использованию, хранению и их реализации), обеспечивать средствами для опломбирования мест хранения, а также сторожевой охраной в нерабочее время или установкой специальной сигнализации. Конкретные работы, которые администрация обязана выполнить для создания указанных условий, могут оговариваться в договоре при его подписании;
2. Своевременно принимать меры к выявлению и устранению причин, препятствующих обеспечению работником сохранности ценностей, выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством ответственности;
3. Знакомить работников с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих, а также с действующими инструкциями и правилами приема, хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства ценностей и их учета;
4. Обеспечивать работнику условия, необходимые для своевременного учета и отчетности о движении и остатках переданных ему ценностей;
5. Рассматривать совместно с профкомом вопрос об обоснованности требования работников о проведении инвентаризации ценностей;
6. Рассматривать совместно с профкомом в присутствии работника заявленный ему отвод и в случае обоснованности отвода принимать меры к выводу его из состава работников и решать вопрос о его дальнейшей работе в соответствии с действующим законодательством;
7. Рассматривать сообщения материально-ответственных лиц об обстоятельствах, угрожающих сохранности ценностей, и принимать меры к устранению этих обстоятельств.
Администрации запрещается взыскание с работников денежных сумм в покрытие неоформленных надлежащими документами недостач товаров, в частности выявленных самопроверками.