Рама и кузов

Категория: Плоды

Рама представляет собой силовой каркас, к которому крепятся все узлы и агрегаты транспортного средства. Если для мотоциклов и велосипедов рама сохранила свое назначение до последнего времени, то в легковых автомобилях уже в середине 30-х гг. рама была исключена.

Вместо рамы используется кузов, изготовляемый методом сварки из штампованных стальных листов в виде прочной, цельной конструкции. Двигатель и агрегаты трансмиссии крепятся непосредственно к его основанию, в котором предусмотрены для этого упрочняющие распорные балки.

Кузов предназначен для размещения в нем водителя, пассажиров, грузов и защиты их от внешних воздействий. Кузов может быть двухобъемный (моторный отсек и салон) или трехобъемный (моторный отсек, салон и багажник); двухдверный или четырехдверный. Состоит кузов из корпуса, к которому крепятся двери, капот, крышка багажника, система отопления и вентиляции, стеклоочистители и стеклоомыватели, облицовка, передние крылья, бамперы и декоративные детали.

Внутри кузова размещаются раздельные передние и заднее сиденья, которые могут быть разложены для устройства спального места или для увеличения объема багажного отделения.

В кузове размещаются также специальные устройства и оборудование, к которым относятся: система освещения и сигнализации, система вентиляции и отопления, омыватель ветрового стекла, прикуриватель, пепельницы, вещевой ящик, противосолнечные козырьки, зеркало заднего вида, поручни над проемами дверей, крючки для одежды и сумок, а также разнообразное нестандартное оборудование.

Система освещения обеспечивает работу автомобиля в условиях плохой видимости. В систему освещения входят фары, передние и задние фонари, фонари освещения номерного знака, плафоны, освещения салона, лампы освещения комбинации приборов, лампы освещения отсека двигателя и багажника, предохранители и выключатели.

Фара состоит из корпуса, в котором подвижно закреплен оптический элемент. Оптический элемент фары состоит из отражателя, рассеивателя, лампы и экрана.

Лампа фары двухспиральная, мощностью до 100 Вт для дальнего света и 40 Вт — для ближнего. Для фар используются малогабаритные галогенные лампы, наполненные парами йода и инертными газами. Лампы, наполненные "тяжелыми" газами, препятствуют испарению вольфрама с нити накала и осаждению его на стенки колбы лампы.

Современные автомобили все чаще оснащают газоразрядными (ксеноновыми) лампами. Спектр излучения ксенона близок к естественному солнечному свету, таким образом при длительном движении по слабоосвещенным дорогам снижается утомляемость глаз, ресурс ксеноновых ламп в 4-5 раз превышает ресурс обыкновенных ламп за счет снижения потребляемой мощности ( 35 Вт против 55 Вт у галогенных), меньшая зависимость светового потока от питающего напряжения снижает нагрев деталей оптики и нагрузку на генератор, световой поток в 2,8 раза мощнее галогеновых ламп, при потребляемой мощности, которая меньше в 1,5 раза. Но стоимость ксеноновых ламп в 10-15 раз превышает стоимость галогенных.

Непрозрачный экран небольшого размера, установленный перед лампой, уменьшает возможность ослепления водителей встречных транспортных средств.

Система винтов позволяет поворачивать оптический элемент в вертикальной и горизонтальной плоскости. В отдельных моделях автомобилей в корпусе фар имеется гидрокорректор, который позволяет изменять угол наклона света фар в зависимости от нагрузки на автомобиль. Гидрокорректор имеет, дистанционное управление из салона автомобиля.

Передние фонари предназначены для обозначения габаритов автомобиля (лампа мощностью 5 Вт) и световой сигнализации при поворотах (лампа мощностью 21 Вт).

Блок-фара в отличие от обыкновенной фары обычно прямоугольной формы и объединяет в себе фару, боковой указатель поворота и габаритный фонарь с цветными рассеивателями.

Задние фонари — четырехсекционные, служат для обозначения габаритов автомобиля, световой сигнализации при поворотах, сигнализации при торможении и для освещения дороги при движении задним ходом.

Плафоны для освещения салона имеют кнопочные и дверные выключатели. При открывании какой-либо двери включаются один или два плафона.

Система сигнализации предназначена для обеспечения безопасности движения и делится на световую и звуковую.

Световая сигнализация обеспечивается с помощью фар и фонарей, описанных выше.

Звуковая сигнализация обеспечивается сигналами шумового и тонального типа. На отдельных моделях автомобилей устанавливается одновременно несколько тоновых сигналов, настроенных в гармонический аккорд, звучащих одновременно или воспроизводящих запрограммированную мелодию.

Контрольные приборы предназначены для контроля за состоянием и действием отдельных систем и механизмов автомобиля. К ним относятся вольтметр, указатель уровня топлива в баке, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель давления масла в смазочной системе двигателя. Контрольные лампы сигнализируют о состоянии давления масла, заряда аккумуляторной батареи, наружного освещения, указателей поворотов, стояночного тормоза, обогрева заднего стекла.

К контрольно-измерительным приборам относятся также спидометр, электронный тахометр и эконометр.

Спидометр измеряет скорость движения автомобиля и пройденный путь (суточный и общий с начала эксплуатации). Он приводится в действие гибким валом от специального привода.

Тахометр контролирует частоту вращений коленчатого вала двигателя.

Эконометр (вакуумметр) измеряет разрежение во впускном трубопроводе двигателя и позволяет выбирать наибоэлементом отопителя является радиатор, соединенный шлангами с системой охлаждения двигателя. Другим элементом является электровентилятор, который продувает свежий воздух через горячий радиатор и нагнетает его по воздухопроводам в различные точки салона, в том числе и к ветровым стеклам для того, чтобы они не запотевали и не замерзали. Воздух в систему вентиляции подается через специальный фильтр из окружающей атмосферы. Многие автомобили оснащаются системой кондиционирования (охлаждения) поступающего в салон воздуха. лее экономичный режим движения автомобиля, при котором расход топлива будет наименьшим.

Все контрольно-измерительные приборы и контрольные лампы размещаются на щитке приборов.

Дополнительная аппаратура, потребляющая электрический ток, включает в себя стеклоочистители и омыватель ветрового стекла, очистители и омыватели фар и заднего стекла, электровентилятор системы, охлаждения двигателя, отопитель салона и прикуриватель.

Система отопления и вентиляции. Основным Стеклоочистители могут быть одно- и двухщеточные. Щетки приводятся в действие низковольтным электродвигателем постоянного тока через редуктор и кривошипно-шатунный механизм. Редуктор служит для снижения скорости вращения вала электродвигателя и представляет собой червячную передачу, включающей червяк и шестерню. На оси шестерни установлен кривошипный механизм, который преобразует вращательное движение в колебательное движение рычагов и щеток. Стеклоомыватели состоят из пластмассового бачка, электронасоса, заборного и нагнетательного шлангов и жиклера-распылителя, установленного перед ветровыми стеклами и фарами. Нестандартное оборудование включает разнообразные устройства с силовым приводом. На многих автомобилях установлены тормоза и рулевая передача с усилением, сиденья, оконные стекла, крыша, антенна, крышка багажника и дверные замки с электроприводом, автоматически управляемые обогреватели и вентиляторы. Силовым приводом для них могут быть гидравлические цилиндры и насосы, миниатюрные электродвигатели и диафрагменные узлы, создающие усилие за счет разрежения газа в коллекторе двигателя. Электроприводы считаются надежнее и дешевле гидравлических и вакуумных систем.