Разработка плана маркетинга
Для того, чтобы разработать план маркетинга, в первую очередь, следует сформулировать цель (цели) ФО на планируемый период.
Цели формулируются как желаемый результат рыночной деятельности ФО, который будет получен в ходе реализации разработанного плана. Они должны соответствовать миссии организации.
К формулировке целей предъявляются следующие требования:
— конкретность;
— измеримость; SMART —достижимость;
- насущность;
- рассчитанность во времени.
Например, увеличить реализацию товара в 1,2 раза в течение 2007 г. и т. п. Стратегии — это пути достижения цели, которые формулируются, большей частью, как направления улучшения деятельности ФО,
выявленные в качестве слабых сторон организации в ходе SWOT-анализа. Они касаются основных элементов маркетинга — 4Р и персонала. Однако следует предусмотреть и направления по улучшению взаимоотношений с потребителями, конкурентами.
Мероприятия конкретизируют действия ФО по реализации стратегий. Для этого следует составить карту планирования. Форма карты может быть разработана в организации, однако она должна иметь обязательные графы .
Карта планирования
Необходимые мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Методы реализации |
Требуемые ресурсы |
Предполагаемый результат |
Контроль за выполнением плана маркетинга предусматривает оценку достижений определенных результатов. Поэтому при планировании маркетинга следует предложить методы такой оценки. Если в плане мероприятий заложен рост показателей в денежном или натуральном выражении, следовательно, можно предложить расчет темпов или индексов роста, например, в процентах. Возможно, для контроля мероприятий по улучшению коммуникаций следует провести опрос потребителей и т. п.
Альтернативные стратегии. Опытные менеджеры/маркетологи должны предусмотреть возможные непредвиденные обстоятельства при реализации разработанного плана, которые могут иметь место в постоянно меняющихся рыночных условиях. В связи с этим желательно предложить альтернативные стратегии маркетинговой деятельности ФО с целью удержания своего «места» на рынке.
Отдельно к плану необходимо представить приложения с результатами различных статистических расчетов, которые использовались при аудите основных элементов маркетинга.