Резьба по дереву

Категория: Производство

Древесина — материал, который наиболее часто применяют для изготовления многих предметов, необходимых человеку в повседневной жизни. Одним из ранних способов обработки древесины является резьба. Она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребенка или шкатулка. Такие и подобные им предметы не всегда украшены резным орнаментом, но в самой форме изделия, его пропорциях и силуэте проявлялись эстетические свойства вещи. Например, долбленая чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш представляли собой образцы скульптурного решения, выполненного с помощью резьбы.

Существуют следующие виды резьбы.

Геометрическая резьба — выполняемый ножом узор представляет собой простейшую комбинацию линий.

Трехгранно-выемчатая резьба — рисунок в процессе обработки превращается в заглубленный рельеф.

Скобчатая, или ногтевидная, резьба — плавные линии, образующие узор, выполняют полукруглыми стамесками.

Плоскорельефную резьбу разделяют на несколько видов: контур только подрезают (резьба с подушечным фоном); на выбранном фоне вырезают рельефный орнамент.

Разновидностями плоскорельефной резьбы являются глухая и ажурная.

Скульптурная резьба — наиболее сложный вид резьбы, передающий объем изображения.

Со временем резьба стала обогащаться цветом. Подкрашивание узора резьбы, а затем и роспись деревянных вещей привели к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением деятельности (хохломская, городецкая и полхов-майданская роспись).

Разнообразия художественных решений мастера добиваются с помощью различной техники, в частности вкраплением металла (насечка), соединением разных по цвету и текстуре пород древесины (инкрустация), выжиганием рисунка или фона, который подчеркивает силуэт узора.

Богородская резьба. Один из наиболее старых подмосковных промыслов резьбы находится в с. Богородском Сергиево-Посадского района, где на рубеже XVI — XVII вв. из дерева стали вырезать игрушки. Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяли липу, ольху, осину. Древесина этих деревьев легко обрабатывается и в скульптуре позволяет воспроизводить любые мелкие детали. Форму игрушки и скульптуры строят на обобщении, передающем особенности изображаемого человека или животного. Тематика богородской игрушки — это всадники, упряжки, фигурки домашних животных, птиц и зверей. Самый популярный герой — медведь. Например, игрушка «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне, стала символом промысла. Незамысловатые конструкции с балансом, подвижными планками или скрытой пружинкой обеспечивают игрушке эффект движения.

Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба. Несколько селений близ Сергиева Посада (Ахтырка, Кудрино, Хотьково, Абрамцево) дали варианты выполнения плоскорельефной резьбы по дереву, которой украшают утилитарные и декоративные предметы. Особенности резьбы состоят в том, что порезка рельефа неглубокая, образуемый ею орнамент и фон находятся на одном уровне. Орнаментальный узор изделий состоит преимущественно из растительных мотивов. Среди веток с листьями и цветов иногда размещают изображения птиц. Поверхность многих изделий почти вся покрыта орнаментом. Узор заполняет все центральное поле декоративных тарелок и даже по борту проходит кайма. Орнамент с крышки шкатулок свободно переходит на боковые стороны. При окончательной отделке поверхность абрамцево-кудринских изделий подкрашивают морилкой разных оттенков. Цвета закрепляют вощением и полированием. Часто используют лак. Благодаря этим операциям изделия приобретают схожесть с вещами, выполненными из древесины дорогих пород.

Художественные изделия из капа и капокорня. Своеобразие капа — наростов на стволах и корнях березы, а также некоторых других деревьях — состоит в том, что неправильное строение и перепутанные волокна образуют большую плотность и неповторимые рисунки, которые выявляются при обработке капа и капокорня. Обработка заключается в распиливании наростов на тонкие пластины (дощечки) и запаривании их. В результате естественный краситель древесины растворяется, окрашивает пластины в

теплый коричневый цвет, акцентирует темным тоном фантастический рисунок, образованный наплывами и волокнами древесины.

Путем столярной обработки и тщательной подгонки пластин монтируют шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов. Традиции такого ремесла сложились у мастеров Вятки еще в начале XIX в. Тогда из капа делали карманные частью весь механизм которых был выполнен из древесины разных пород, да еще из целого куска капа вырезали цепочку. Тщательность исполнения вещей соединилась затем с изысканными пропорциями шкатулок и ларчиков, унаследовавших черты русского классицизма.

Художественные изделия из бересты. В Архангельской, Вологодской и Томской областях, Якутии и во многих центрах народного искусства России сохраняется традиция изготовления художественных изделий из бересты. Этот практичный и легко доступный материал издавна использовали в быту сельские жители. Из него делали пестери — заплечные корзины для грибов, сосуды для хранения меда и сметаны, туеса.