Резьба по кости

Категория: Производство

Развитие промыслов резьбы по кости определялось и определяется сегодня условиями ее добычи. На Чукотке добыча и обработка клыков моржа — это образ жизни охотников на морского зверя. В Сибири бивни мамонта находили и находят до сих пор в вечной мерзлоте тундры. Клыки моржа и бивни мамонта становятся все большей редкостью, из них изготовляют уникальные высокохудожественные произведения.

Различные кости, применяемые для художественных работ, имеют свои особенности, которые приходится учитывать при конструировании предмета и его декоративной обработке. Твердость кости позволяет выполнять тончайшую ажурную резьбу, но и заставляет помнить о хрупкости такого рисунка. Белизна слоновой кости требует четкой проработки рельефа, чтобы на нем хорошо играли свет и тень. На чуть желтоватой поверхности моржового клыка гравированный рисунок необходимо подчеркнуть цветом. Из целых бивней слонов и мамонтов можно изготовить скульптуру любой формы. Клык моржа имеет ячеистую структуру, что ограничивает его возможности. Свои ограничения диктуют небольшой размер и внутренняя полость зуба кашалота. После полирования все эти виды благородной кости приобретают хороший блеск и ярко выраженную структуру. В отличие от них простая цевка — желобчатая кость между пальцами и голенью птиц, а также надкопытная кость у лошади требуют дополнительной обработки. Ее обезжиривают, отбеливают, а трубчатую форму распиливают на пластины или части, соответствующие форме будущего изделия.

Чукотский промысел. Это наиболее древний центр искусства резьбы и гравирования на моржовых клыках. Своеобразие этого искусства состоит в органичном соединении формы предмета с художественным оформлением, как бы уточняющим его назначение и «одушевляющим» его. Предметы из кости изготовляли для использования в быту: ножи, гарпуны, наконечники. Их поверхность украшали гравированным орнаментом, смысл которого до сих пор не разгадан, или усиливающим функцию предмета скульптурным изображением, охраняющим его владельца от беды, способствующим удаче в охоте. Современные резчики все реже вырезают предметы из кости, в основном они создают скульптуры и гравюры на клыках. Анималистическая тема является ведущей в скульптурных работах. Хорошо зная повадки и особенности животных, мастера выбирают для изображения самые типичные моменты движения. Художники передают свое уважительное отношение к диким животным, подчеркивая их мощь и природную красоту.

Для выполнения гравюры используют инструмент, напоминающий коготь птичьей лапы и потому называемый «коготком». Внутреннюю часть рисунка делают стамесочкой — «кисточкой». Ею вырезают бороздки, на которые затем наносят цвет. Глубоко самобытное искусство резчиков и граверов Чукотки — совершенно уникальное по форме и содержанию явление народного творчества.

Холмогорский промысел. Искусством резьбы по кости — «рыбьему зубу» — занимались жители Холмогор (60 км от Архангельска) и в окружающих его деревнях. Промысел берет начало в средние века. XVIII в. был периодом активного развития промысла. Строительство новой столицы России — Петербурга — сопровождалось заказами на изготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения.

Ларцы больших и малых размеров составляли главную часть заказов. Они имели традиционную форму сундучка с четырехскатной крышкой. Делали и более простые коробочки с плоским верхом. Их деревянный корпус оклеивали костяными пластинами из моржовой кости или цевки. Чередование пластин, окрашенных в зеленый и белый цвета, усиливало декоративность коробочки.

На пластинах гравировали орнамент в виде концентрических кругов с «глазком» посередине (отсюда идет название «глазковый орнамент»). Украшали пластины и растительным орнаментом из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Гравированный рисунок подкрашивали. Зеленый, красный, черный цвета создавали контрасты с цветом кости и одновременно связывали ее с окрашенными пластинами. Глазковый и растительный орнаменты богато оформленных ларцов объединяли с прорезным узором из растительных мотивов и пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу из стилей барокко и рококо.

В начале XIX в. сложившиеся черты нового стиля — классицизма — вносят коррективы в работы холмогорских мастеров. Пропорции вещей приобретают строгость и изысканность. Формы предметов становятся лаконичнее, в них откровеннее проявляется геометрическое начало. Орнамент становится миниатюрнее. Тонкие гирлянды и венки на фоне тончайшей ромбовидной сетки свидетельствуют о необыкновенном мастерстве резчиков.

Холмогорский промысел к концу XIX в. переживает упадок, характерный для многих центров народного творчества.

В середине 1950-х гг. были возрождены традиции этого промысла, созданы высокохудожественные произведения, в которых проявилось владение сложными приемами резьбы.

Тобольский промысел. Тобольская резьба по кости ведет свой отсчет с 1860-х гг. Ханты и манси — народности, проживающие в бассейне р. Оби, подсказали возможность заниматься художественной обработкой кости и русскому населению. Вскоре было налажено изготовление изделий из мамонтовой кости в мастерских.

Скульптурные композиции небольших размеров определяли основной путь художественного развития тобольских мастеров. Они изображали северных жителей, занятых повседневными делами: кормлением собак, ловлей рыбы, охотой, хозяйством.

Фигуры скульптур вырезали отдельно, а затем размешали на подставке. Делали мастера и недорогие предметы декоративно-прикладного искусства — шкатулки, ножи для разрезания бумаги, применяя технику инкрустации и дополняя предметы скульптурными деталями.

Современный ассортимент изделий тобольского промысла не ограничен скульптурой. Комбинируя кость с деревом, мастера делают курительные трубки, мундштуки, миниатюрные панно, женские украшения. На темном фоне деревьев твердых пород кость применяют как инкрустацию или рельефную накладку. В зависимости от размера и назначения вещи костяные вставки имеют как орнаментальные, так и изобразительные сюжеты.