Резюме бизнес-плана

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

Бизнес-план — это, по сути, представленная в определенном стандарте система доказательств успешности предлагаемого дела. Вопрос о том, что конкретно нуждается в доказательстве, на самом деле не так прост, как может показаться, и зависит от назначения бизнес-плана: если для внутреннего употребления, то надо честно проверить осуществимость идеи; если же речь идет о потенциальном инвесторе, то его как минимум интересуют:

• имеющийся положительный опыт в бизнесе;

• рыночные (маркетинговые) перспективы предприятия (бизнес-направления);

• собственность и юридическая форма организации бизнеса;

• вопросы управления персоналом;

• организация производства, снабжение сырьем и материалами;

• график финансирования проекта;

• график возврата денежных средств;

• коммерческая эффективность проекта;

• возможные риски проекта;

• риски потери денежных средств;

• предоставляемые гарантии.

Указанные пункты — это готовые разделы бизнес-плана, которые могут называться по-разному, но главное — каждый из них и все вместе они должны дать потенциальному инвестору исчерпывающую информацию о проекте.

С одной стороны, в бизнес-плане с экономической точностью должно быть доказано, что вложенные инвестором деньги будут ему возвращены с прибылью. И в этом смысле бизнес-план — технический документ. С другой — это, несомненно, «лицо фирмы», элемент ее имиджа. Представляя бизнес-план потенциальным инвесторам, нужно суметь показать себя с наилучшей стороны.

Начиная работу над бизнес-планом, прежде всего нужно вооружиться необходимой информацией, предварительно определив ее источники, которых на сегодняшний день существует довольно много, в частности учебники по управлению, по бизнес-планированию; материалы правительственных учреждений; данные фирм, занимающихся управленческим консультированием, и других подобных организаций; различные отраслевые издания; методические и иные материалы, получаемые при обучении на курсах по составлению бизнес-планов; материалы аудиторских фирм и т.п.

Следующий этап работ над бизнес-планом — определение целей его разработки, для чего ориентирами служат проблемы, помочь решению, которых он и призван.

Последующее действие — определение конкретных адресатов, кому будет направлен проект бизнес-плана (будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные фирмы).

Очередной этап — определение структуры формируемого документа.

На последующем этапе осуществляется сбор информации для подготовки всех отдельных разделов бизнес-плана. Здесь важно заручиться поддержкой людей, располагающих опытом и знаниями для составления бизнес-плана (работников организации, вполне владеющих информацией о внутренней среде, внешних консультантов, прежде всего в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка, а также консультантов по управлению).

Резюме (введение или паспорт проекта) пишется в последнюю очередь, после того, как бизнес-план в целом составлен (хотя в самом бизнес-плане он и стоит на первом месте), и должно включать в себя основные идеи и положения бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель.

Резюме состоит из трех частей.

1. Введение: включает цели плана и коротко выраженную суть проекта.

2. Основное содержание: сжатое описание всех ключевых моментов бизнес-плана и его основных частей; род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта.

3. Заключение: суммирует факторы будущего успеха предприятия, может включать описание основных способов действия предпринимателя.

Резюме — это ключевая часть документа, она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана: кратко, обычно на трех-четырех страницах, но лучше на одной.

По мнению А.Б. Идрисова, резюме должно включать следующую информацию:

• описание предприятия, его специфических черт, какой путь развития прошло предприятие на сегодняшний день;

• краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими способностями он обладает применительно к настоящему проекту, каковы доли участия этого персонала в капитале предприятия;

• описание ситуации на рынке и в отрасли;

• преимущество продукции или услуг предприятия, ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;

• долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период;

• тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;

• потребность в инвестициях, как они будут использоваться;

• предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться инвесторам;

• ключевые экономические показатели эффективности проекта;

• какие риски и какие вознаграждения могут ожидать инвесторов.