Роль сертификации

Категория: Методы и техническое обеспечение контроля качества товаров

При неограниченном объеме производимого и импортируемого товара возрастает опасность приобретения потребителем товара ненадлежащего качества.

В случаях, когда потребитель при отсутствии «лишних» денег готов купить товар низкого качества, а производитель, зная об этом, не прилагает никаких усилий, чтобы хоть как-то повысить качество производимых им товаров, безопасность приобретаемой продукции поддерживается и регулируется государством. И первым шагом в решении данного вопроса является разработка и принятие соответствующего пакета документов, который призван в первую очередь защитить социальные права потребителей. Одним из таких документов является з-н РФ «О сертификации товаров и услуг» № 5151-1 от 10 июня 1993 г.


Для проверки соответствия поставляемой и производимой продукции определенным требованиям используются различные организационно-технические процедуры, формы и методы для контроля, диагностирования, анализа причин брака, отказов, рекламаций и др. несоответствий.

Эти процедуры в принципе могут выполнятся поставщиком продукции или по его заказу — третьей стороной. Поэтому у потребителя могут возникнуть сомнения в объективности предоставленной ему информации.

Отсюда возникает такое понятие как государственный надзор, осуществляемый органами Госстандарта и Госсанэпидемстанции Российской Федерации.

Особенности государственного надзора состоят в том, что они:
 

  • дают выборочные оценки с более низкой достоверностью, чем оценки производителя (попытка поймать дефектное изделие среди малой выборки продукции);
  • не могут по всем видам проверок выполнятся специалистами столь же высокой квалификации.


Однако не стоит забывать, что в условиях рынка продвижение товаров — процесс гораздо более сложный, и информация о качестве продукции в данном случае является существенным плюсом.

Именно этим объясняется широкое распространение 3-его вида контрольного надзора — сертификации товаров и услуг.

Главное отличие сертификации от предыдущих видов контроля заключается в том, что она проводиться государственным органом -третьей стороной- которая не зависит ни от поставщика ни от потребителя.

Сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной.

Объектами обязательной сертификации можгут быть:
 

  • все виды услуг населению;
  • продукция (сырье, материалы, топливо, энергия, готовые изделия и т.д.);
  • производственные процессы, системы качества и т.п.


Но сертифицируется (при обязательной сертификации) лишь продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Объектом же добровольной сертификации может быть любая продукция, подтверждение соответствия которой проводиться по инициативе изготовителя или потребителя, или любых других заинтересованных сторон.

Существует множество видов различных сертификатов:
 

  • количества и качества,
  • соответствия,
  • радиологического контроля,
  • гигиенические сертификаты.


Сертификация основывается на следующих основных принципах:
 

  • Государственности — обеспечении государственных интересов при оценке безопасности продукции;
  • Добровольности — использование сертификации изготовителем в целях рекламы для получения прибыли;
  • Объективности — независимость от изготовителя и потребителя;
  • Установление ответственности участников сертификации;
  • Достоверности — использование профессиональной испытательной базы;
  • Демократичности — предоставление изготовителю самому выбрать орган по сертификации;
  • Многофункциональности использования результатов сертификации (изготовителем, торговлей, потребителем, таможней и т.д.)
  • Открытости полученной информации;
  • Разнообразия форм и методов проведения сертификации с учетом спецификации данной продукции.

Цели сертификации:
 

  • создание условий для деятельности предприятия, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • защита отечественного рынка и интересов потребителей от поступления зарубежной продукции низкого качества;
  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
  • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • испытания свойств продукции на предмет их соответствия требованиям отечественных и международных стандартов;
  • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.



Сертификация проводится Государственным стандартом Российской Федерации, территориальными центрами по стандартизации, сертификации и метрологии, их испытательными лабораториями, а также органами управления, оказывающими услуги в пределах своей компетенции.

С целью проведения сертификации заявитель (заявитель - предприятие, организация, лицо, обратившиеся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации) направляет свою заявку на прохождение контроля продукта или услуги в государственные органы, аккредитованные в системе в группе однородной продукции. По заявке, поданной в установленной форме, принимается решение в течение одного месяца, затем экспертами проводится испытание. После проведенных испытаний сертифицируемой продукции выдается протокол, в котором содержатся результаты исследований, а также информация, имеющая непосредственное отношение к ним (например, рекомендации). Данный документ служит основанием для выдачи сертификата соответствия. Сертификат составляется на бланке установленной формы, регистрируется в государственном Реестре и вступает в силу, начиная от даты регистрации. Он действителен только при наличии регистрационного номера. Срок действия сертификата не может превышать 3 лет.
Сертификаты соответствия  нужны для того, чтобы повысить качество продукции отечественных предприятий, «поднять» ее до уровня требований, предъявляемых странами-импортерами. Это повышает конкурентоспособность и безопасность товаров на внешних рынках, что имеет огромное значение для развития экспорта.

Предприятия, прошедшие сертификацию, обязаны маркировать знаком соответствия свою продукцию (тару, упаковку, товаросопроводительные документы)