Социальное назначение транспортных средств

Категория: Плоды

Свойства социального назначения характеризуют соответствие товара общественно необходимым потребностям. Они позволяют определить, для какой группы потребителей предназначено то или иное транспортное средство. К свойствам социального назначения транспортных средств можно отнести колесную формулу и общую компоновку автомобиля или мотоцикла, тип кузова или рамы, число отсеков в кузове, пассажировместимость, приспособленность к перевозке крупногабаритных грузов, качество отделки салона, скоростные возможности, приспособленность к запуску в холодное время года, время оттаивания инея со стекол автомобиля после запуска его двигателя в зимнее время, моральное старение и престижность.

Колесная формула указывает общее количество ведущих колес и их расположение. В легковых автомобилях ведущими колесами могут быть задние или передние, в соответствии с этим автомобили называются заднеприводные, переднеприводные или полноприводные. В автомобилях повышенной проходимости ведущими являются все 4 колеса (полноприводные автомобили).

Для заднеприводных автомобилей основная колесная формула состоит из двух цифр, разделенных знаком умножения, где первая цифра означает общее число колес, а вторая — число ведущих колес. Для переднеприводных автомобилей первая цифра в колесной формуле означает число ведущих колес, а вторая — их общее число. Для легковых автомобилей применяются формулы 4х 2,2х 4и4х 4. Колесная формула — это наиболее краткая и наиболее содержательная информация об автомобиле, поэтому наряду с информацией о рабочем объеме двигателя и эмблемой фирмы колесная формула часто проставляется на кузове автомобиля. Например: "4 х 4". Внедорожник! Иметь такой автомобиль — престижно.

Общая компоновка легкового автомобиля может осуществляться по классической, переднеприводной и полноприводной схемам. При классической схеме компоновки двигатель располагается спереди, а ведущими являются задние колеса. Пример: ВАЗ-2107. При переднеприводной схеме компоновки как двигатель, так и ведущие колеса располагаются спереди. Пример: ЛАДА Приора. При полноприводной схеме двигатель и привод располагаются аналогично классической схеме, для привода передней оси имеется раздаточная коробка и второй карданный вал. Пример: Шевроле-Нива.

Автомобили с переднеприводной схемой компоновки имеют ряд преимуществ по сравнению с автомобилями с классической схемой компоновки. Применение привода на передние колеса обеспечивает хорошую устойчивость автомобиля против бокового заноса. При этом совпадение движения колес с направлением действия силы тяги способствует хорошей управляемости, маневренности и проходимости на скользких дорогах.

Улучшение управляемости и проходимости переднеприводных автомобилей объясняется еще и тем, что на передние ведущие колеса приходится большая часть массы автомобиля. Это способствует лучшему сцеплению колес с дорожным покрытием. При движении на скользком покрытии водитель не ощущает стремления автомобиля к заносу, как это бывает во время управления автомобилем с задними ведущими колесами. Указанные свойства автомобилей привлекают к ним любителей скоростной езды.

По числу отсеков кузов автомобиля может быть двух- или трехобъемный.

Двухобъемный кузов состоит из отсека для двигателя и отсека для размещения пассажиров и багажа: "Ока" ВАЗ-1111, "Нива" ВАЗ-2121.

Трехобъемный кузов состоит из отсека для двигателя, отсека для размещения пассажиров и отсека для багажа: "Самара" ВАЗ-2110, "Волга" ГАЗ 3102.

У автомобилей с трехобъемным кузовом отличные шумовые характеристики и низкая степень загазованности в салоне, так как двигатель отделен от салона герметической перегородкой. Багажное отделение также изолировано, поэтому если перевозятся остро пахнущие вещества (канистры со смазочными материалами, ядохимикаты), то их запах в салоне не ощущается. Такие автомобили нашли спрос у покупателей, предпочитающих в поездке определенный комфорт.

В последнее время среди населения нашей страны стали популярными автомобили с двухобъемными кузовами (3-дверный "Спутник" ВАЗ-2108, 5-дверный "Спутник" BA3-21093). Багажный отсек в этих автомобилях отделен от салона складывающейся полкой. Для перевозки крупногабаритных грузов задние сидения могут быть сложены. Для перевозки длинномеров (доски, бруски) переднее сидение пассажира может быть откинуто в горизонтальное положение. Такая компоновка кузова позволяет использовать легковой автомобиль как грузопассажирское транспортное средство. Высокие скоростные характеристики и "спортивный" силуэт этих автомобилей нашли приверженцев среди молодежи.

Тип кузова определяется по взаиморасположению внутренних объемов, по количеству рядов сидений и боковых дверей, возможности открытия или снятия верха, по доступу в багажное отделение и по внешней конфигурации.

Различают следующие типы кузовов легковых автомобилей:

Седан — трехобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями. Багажник открывается крышкой (капот багажника). Примеры: "Приора" ВАЗ-2170, "Самара" ВАЗ-2115, "Волга" ГАЗ-ЗЮ2.

Хетчбэк (Hatchback) — двухобъемный кузов, имеющий две или четыре боковых двери и наклонную заднюю (пятую) дверь. Багажник отделен от салона горизонтальной съемной полкой. Задний ряд сидений может складываться, при этом увеличивается пространство для размещения багажа. Примеры: "Лада" BA3-21123, "Лада-1119 Калина".

Универсал — двухобъемный кузов с задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой. Задний ряд сидений может складываться, при этом увеличивается пространство для размещения багажа. Примеры: "Нива" ВАЗ-2121 (с двумя боковыми дверями), "Лада" ВАЗ 2111 (с четырьмя боковыми дверями).

Купе — двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и со стесненными посадочными размерами задних сидений. Пример: "Ока" ВАЗ 1111.

Пикап — грузопассажирский кузов с одним рядом сидений, с открытой платформой для перевозки грузов и кабиной водителя, отделенной от грузовой платформы стационарной перегородкой.

Фургон — закрытый кузов с одним рядом сидений, с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов.

Мини-вэн (van — "фургон") — это своеобразный гибрид микроавтобуса, фургона и машины с кузовом типа "универсал" -— короче и выше, вместительнее. Небольшой семейный автомобиль. Двигатель впереди; ведущие колеса — и передние, и задние; боковые двери — сдвижные. Эти автомобили легко трансформируются из легкового автомобиля общего назначения в микроавтобус или небольшой фургон. Достигается такое превращение благодаря возможности сложить (убрать в пол) один или два ряда сидений или развернуть их на 180°. У мини-вэна потолок кузова довольно высокий, и в салоне удается встать почти в полный рост или максимально загрузить машину "под потолок". Таким образом, область применения мини-вэнов может быть очень широкой.

Кабриолет — трехобъемный пассажирский кузов с мягкий складывающимся тентом и опускными боковыми окнами.

Кроссовер. Термин "crossover" — пересечение типов или "мутирование" (например, изменяемый кузов, превращающий 6-местный универсал в 4-местный седан), но чаще понятие связывают с многофункциональным автомобилем (в США:"многофункциональный путешественник").

Скоростные возможности. Для многочисленной группы автолюбителей, особенно молодежи, автомобиль является не только средством передвижения, но и средством для удовлетворения желания промчаться на высокой скорости по хорошей дорожной магистрали. Последние модели переднеприводных автомобилей "ВАЗ" с обтекаемым кузовом хетчбэк резко прибавили в скорости (до 150 км/ч), по своему силуэту близко напоминают спортивные модели, поэтому нашли признание и пользуются устойчивым спросом на российском автомобильном рынке.

Пассажировместимость определяется количеством человек, включая водителя, которые одновременно могут ехать в автомобиле продолжительное время. Зависит пассажировместимость от числа посадочных мест (4-7 человек) из расчета два человека на передних сиденьях, два-три на заднем сиденье и два на откидывающихся задних сиденьях, если они предусмотрены (на фаэтонах или на лимузинах).

Грузоподъемность определяется как масса перевозимого груза без массы водителя и пассажиров в кузове.

Приспособленность к перевозке крупногабаритных грузов (холодильника, тумбочки, стиральной машины) внутри автомобиля зависит от типа кузова. Кузова типа "универсал" или "хетчбэк"с задней дверью и складывающейся спинкой заднего сиденья позволяют поместить подобный груз внутри автомобиля. Раскладывающееся переднее сиденье пассажира позволяет перевозить длинномерные предметы. Во всех выпускающихся автомобилях предусмотрена возможность укрепить специальный багажник на крыше (для перевозки груза массой до 50 кг и длиной, не превышающей длину автомобиля) или буксировать двухколесный прицеп массой 300-500 кг.

Приспособленность к запуску в холодное время года без специального прогрева — свойство, особенно важное для владельцев, эксплуатирующих автомобили зимой и особенно в северных широтах. Приспособленность к запуску зимой зависит от особенностей конструкции карбюратора автомобиля или от системы впрыска, от емкости аккумулятора, степени вязкости масел, залитых в двигатель и коробку передач. В ряде современных автомобилей запуск без подогрева возможен при температуре до -25 °С.

Время оттаивания инея со стекол автомобиля после запуска его двигателя в зимнее время. Очень важный показатель для автомобилей, эксплуатируемых в зимнее время. Даже в одной из последних моделей — ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем при испытании в зимних условиях (-15 °С) время прогрева до достижения приемлемой прозрачности стекол составило 40 минут, что, конечно, неприемлемо для многих регионов нашей страны. Чем меньше время прогрева салона автомобиля до полного оттаивания стекол, тем более приспособлен автомобиль для эксплуатации в северных широтах.

Моральное старение не связано с физическим износом, а выражается в изменении общественных взглядов на автомобиль или мотоцикл при полной их пригодности для выполнения утилитарных функций. Моральное старение неразрывно связано с развитием производительных сил общества и его социальным и культурным развитием. Конкретной его причиной является появление новых моделей автомобилей. Так, быстрому моральному старению заднеприводных автомобилей "ВАЗ" (BA3-2103, ВАЗ-2107) способствовало насыщение отечественного рынка зарубежными переднеприводными моделями.

Непосредственное значение в процессе морального старения имеет проблема престижности. Сущность ее состоит в том, что автомобили и мототехника могут не только выполнять свои утилитарные функции, но и выступать в роли символов более высокого жизненного уровня. Чем выше престижность, тем больше своеобразный ресурс уверенности, что автомобиль послужит дольше, не устарев морально.

Для многих соотечественников престижной моделью из отечественных автомобилей является "Нива" BA3-2123. Эта модель относится к внедорожникам — полноприводным автомобилям с формулой "4 х 4". Такие автомобили способны передвигаться по бездорожью.