Сорочечно-платьевые ткани

Категория: Одежда

 Хлопчатобумажные сорочечные и платьевые ткани делятся на четыре подгруппы: ткани летние, демисезонные, зимние и ткани с вложением комплексных вискозных нитей. Классические ткани - ситцы, бязи, сатины могут быть выделены в отдельные группы.

В общем объеме выпуска хлопчатобумажных тканей сорочечно-платьевые ткани занимают первое место.

Ситцы - окрашенные в яркие цвета или с печатными рисунками миткали, с несмываемыми аппретами и с эффектом жатости. Хлопкосиблоновые ситцы вырабатываются из пряжи, содержащей 33 % волокна сиблон.

Бязи плотнее и грубее ситцев, по структуре аналогичны бельевым бязям, но имеют печатные рисунки. Выпускаются бязи с жесткой, лощеной и серебристой отделкой.

Сатины - гладкие блестящие плотные ткани сатинового переплетения из гребенной пряжи или кардной пряжи. Аналогичные ткани атласных переплетений носят название ластики. Сатины выпускаются гладкокрашеными, с печатными рисунками, иногда отбеленными, тонкие сатины мерсеризуются.

Летняя подгруппа включает наиболее тонкие, легкие, малоплотные ткани разнообразного колористического оформления. Это классические ткани полотняного переплетения (майя, вольта, вуаль, маркизет, батист), мелкоузорчатых переплетений (креп, канифас) и разнообразный ассортимент платьевых и сорочечных тканей ажурных, сетчатых и крупноузорчатых переплетений. Выпускаются ткани отбеленными, окрашенными в светлые тона и с разнообразными печатными рисунками. Наиболее нарядные ткани имеют изящные печатные рисунки под золото, серебро, перламутр.

Батист - тончайшая мягкая, шелковистая, мерсеризованная полупрозрачная отбеленная, гладкоокрашенная или белоземельная ткань полотняного переплетения из тонкой гребенной однониточной пряжи.

Маркизет и вуаль более жесткие, чем батист, так как выпускаются из крученой пряжи.

Креп — мягкая ткань крепового переплетения с печатным рисунком, выработанная из пряжи средней линейной плотности.

Канифас отличается от крепа малозаметным продольным рубчиком, образованным продольно-полосатым переплетением.

Хлопкополиэфирные сорочечные ткани вырабатываются главными и мелкоузорчатыми переплетениями из однониточной и крученой, гребенной и кардной пряжи, содержащей 33-67 % лавсана.

Демисезонная подгруппа включает ткани полотняного, саржевого, мелко- и крупноузорчатых переплетений из однониточной и крученой гребенной и кардной пряжи. Это классические (поплин, тафта, шотландка, кашемир, шерстянка, пике) и новые ткани, ассортимент которых постоянно расширяется.

Поплин и тафта — неравноплотные ткани ложнорепсового переплетения (с поперечным рубчиком), выработанные из крученой гребенной пряжи. Тафта более плотная шелковистая и блестящая, чем поплин.

Шотландка — хлопчатобумажная или хлопковискозная клетчатая пестроткань саржевого переплетения из кардной пряжи средней толщины. Иногда вырабатывается полотняным или креповым переплетением.

Кашемир аналогичен шотландке, но гладкокрашеный или с печатным рисунком.

Шерстянка — пестротканая, гладкоокрашенная или с печатными рисунками мягкая ткань, имитирующая шерстяной креп.

Поплин, тафта и шотландка используются преимущественно для детских и мужских сорочек, кашемир и шерстянка — для детского платья.

Пике - классическая плотная ткань сложного переплетения с выпуклым продольным рубчиком или жаккардовыми рельефными узорами. Выпускается преимущественно отбеленной, иногда светлоокрашенной и с печатными рисунками. Применяется для воротников и блузок.

Сорочечные хлопкополиэфирные ткани демисезонной подгруппы плотнее летних. Вырабатываются светлоокрашенными и пестроткаными в полоску и клетку из пряжи, содержащей 33 % лавсана, комбинированными продольно-полосатыми переплетениями обычно с плотными атласными полосами различной ширины.

Устойчивость к истиранию тканей, содержащих 33 % полиэфирного волокна, в 1,3 раза выше, чем хлопчатобумажных тканей, а усадка после стирки - в 1,3 раза меньше. С повышением содержания лавсана до 50 % усадка снижается в 2 раза, несминаемость увеличивается в 1,2-1,4 раза.

Зимняя подгруппа включает толстые теплые ткани с начесом, выработанные из кардной пряжи средней толщины в основе и рыхлой аппаратной пряжи в утке. Это - фланель, бумазея и байка, которые отличаются друг от друга структурой и отделкой.

Фланель - наиболее тонкая и мягкая зимняя ткань полотняного или репсового переплетения с двусторонним начесом.

Бумазея в отличие от фланели имеет односторонний начес (обычно с изнанки). Вырабатывается преимущественно саржевым переплетением.

Байка - наиболее толстая массивная ткань сложного переплетения с двусторонним начесом.

Фланель и бумазея бывают чистохлопковые, хлопкосиблоновые и хлопковискозные, отбеленные, гладкоокрашенные и с печатными рисунками. Байка выпускается только гладкоокрашенной или суровой.

Льняные платьевые, костюмно-платьевые, блузочные и сорочечные ткани объединены в одну группу. По составу ткани делятся на чистольняные и полульняные (на хлопкобумажной основе, льновискозные, льнолавсановые и льновискозно-лавсановые). Ассортимент тканей довольно разнообразен.

Костюмно-платьевые ткани — плотные, отбеленные, нежно окрашенные, пестротканые или с разнообразными цветочными, геометрическими или абстрактными печатными рисункам. Наибольшее количество тканей вырабатывается полотняным, ложнорепсовым, мелко- и крупноузорчатыми переплетениям.

Нарядные ткани жаккардовых переплетений могут иметь узоры, имитирующие вышивку и кружево. Широко используется малосминаемая отделка.

Блузочные и сорочечные ткани — тонкие малоплотные светлоокрашенные и отбеленные, иногда пестротканые в клетку или с разнообразными узорами. Преобладают ткани сетчатых структур мелко- и крупноузорчатых переплетений.

Льняные и льнолавсановые ткани устойчивы к действию моющих средств. При высоком содержании лавсана плотные льнолавсановые ткани не дают усадки, однако необходимо строго соблюдать режим влажно-тепловой обработки этих тканей. Повышение температуры и увлажнение могут вызвать изменение цвета и появление жестких неустранимых пятен.

Шерстяные татьевые ткани делятся на камвольные и тонкосуконные.

Камвольные ткани вырабатываются из однониточной и крученой пряжи главными, мелко-, крупноузорчатыми и сложными переплетениями в разнообразном колористическом оформлении. Преобладают гладкоокрашенные ткани, но выпускаются также пестротканые, меланжевые.

К чистошерстяным тканям относятся наиболее упругие, эластичные ткани: классические платьевые крепы с матовой мелкозернистой поверхностью; узорчатых переплетений; сложных переплетений с рельефными узорами; мягкие саржи с печатными рисунками. Ассортимент включает малоплотные ткани мелкоузорчатых переплетений с металлическими и металлизированными нитями.

Полушерстяные камвольные ткани преобладают в ассортименте платьевых. Содержание шерсти в них колеблется от 18 до 80 %. Наибольшее количество тканей выпускается из шерсти с 20-58 % лавсана. Структура, окраска и отделка тканей чрезвычайно разнообразны. Вырабатываются ткани отбеленными, гладкоокрашенными, пестроткаными и с печатными рисунками из смешанной пряжи, из шерстяной пряжи вприкрутку с комплексными химическими нитями, с включением профилированных, металлических и металлизированных нитей, спандекса.

Смешанные ткани выпускаются из пряжи, содержащей двух- и трехкомпонентные смеси волокон: шерсть с вискозой, шерсть с лавсаном, шерсть с нитроном, шерсть с вискозой и лавсаном, шерсть с вискозой и нитроном. Ткани с лавсаном вытесняются более мягкими и эластичными тканями из шерсти с нитроном.

К классическим полушерстяным тонкосуконным тканям относятся кашемиры и шотландки.

Кашемиры - гладкоокрашенные равноплотные ткани саржевых переплетений, содержащие, например, 30 % шерсти, 30 % нитрона и 40 % вискозы.

Шотландки вырабатывают саржевым или полотняным переплетением всегда пестроткаными в клетку из смешанной шерстяной пряжи.

Тонкосуконные ткани вырабатывают из аппаратной пряжи низкой линейной плотности, поэтому они массивнее и толще камвольных. Отличительной особенностью этих тканей является их характерная пушистость.

К чистошерстяным тканям относятся: мягкая подворсованная гладкоокрашенная или меланжевая платьевая фланель.

Полушерстяные ткани содержат от 26 до 86 % шерсти. Это разнообразные по структуре и колористическому оформлению ткани, выработанные главными, мелко- и крупноузорчатыми переплетениями из смешанной шерстяной пряжи с вложением химических волокон (капрон, лавсан, нитрон). Ассортимент их включает меланжевые ткани с эффектом седого волоса, грубые рогожки с непсом, длинно-ворсовые ткани, пушистые ткани с добавлением кроличьего или козьего пуха, мягкие гладкоокрашенные и меланжевые фланели, прошедшие в отделке фулеровку.

Шерстяные платьевые ткани рекомендуется подвергать химической чистке. При влажно-тепловой обработке тканей необходимо учитывать наличие в них химических волокон.

Шелковые платьевые, блузочные, сорочечные ткани чрезвычайно разнообразны: от легчайших прозрачных до плотных массивных, от классических тканей из натурального шелка до новейших тканей из синтетических волокон, имитирующих хлопчатобумажные, шерстяные, натуральные шелковые.

Креповая подгруппа включает классические креповые ткани из натурального шелка (креп-шифон, креп-жоржет, крепдешин, креп-сатин) и ткани нового ассортимента. Мелкозернистую поверхность таким тканям придает креповая крутка нитей.

Креп-шифон и креп-жоржет - тонкие легкие прозрачные упругие матовые ткани полотняного переплетения из шелка-крепа в основе и утке. Шифон тоньше и в 2-3 раза легче жоржета. Выпускаются ткани гладкоокрашенными и с печатными рисунками.

Крепдешин имеет высокое линейное заполнение и отличается характерным блеском, так как вырабатывается из шелка-сырца в основе и шелка-крепа в утке полотняным переплетением.

Креп-сатин вырабатывается атласным переплетением из шелка-сырца в основе и шелка-крепа в утке, поэтому одна сторона ткани гладкая блестящая, а вторая — матовая креповая.

Ткани нового ассортимента выпускаются с эффектами жатости, буфов, рельефной печати, с атласными полосами на креповом фоне и др.

В гладьевую подгруппу входят ткани с ровной гладкой поверхностью, выработанные из шелка-сырца, слабо крученого шелка и шелковой пряжи.

Фуляр и туаль — отбеленные или гладкоокрашенные легкие тонкие ткани полотняного переплетения. Фуляр несколько легче и тоньше, чем туаль.

В жаккардовую подгруппу входят плотные декоративные ткани - штофы, которые традиционно выпускаются с крупными цветочными или орнаментальными рисунками.

В ворсовую подгруппу входят бархаты, которые имеют ворс (1,5 мм) и грунтовые системы из натурального шелка.

Группа тканей из шелковых нитей с другими волокнами включает креповые, гладьевые, жаккардовые и ворсовые ткани из натуральных шелковых нитей и пряжи в сочетании с химическими комплексными нитями, с текстурированными, комбинированными и металлическими нитями, с хлопчатобумажной и смешанной пряжей.

Бархаты могут иметь ворс из натурального шелка и грунт из хлопчатобумажной пряжи или ворс из химических волокон и грунт из натурального крепа.

Велюр-бархат вытравной представляет собой натуральный креп-жоржет с одноцветными ворсовыми рисунками, полученными вытравливанием части вискозного ворса.

Плюш вырабатывается с ворсом (2,2 мм) из натурального шелка или химических волокон.

Различать бархат, велюр и плюш следует по высоте ворса.

Натуральные шелковые ткани можно чистить во всех органических растворителях или стирать вручную при температуре 30-40 °С. При длительном действии воды возникает белесый налет. Полоскание с уксусом оживляет цвет. Пятновыводители могут вызывать снятие красителя. Ворсовые ткани нельзя выкручивать и центрифугировать в стиральной машине.

Ткани из искусственных нитей вырабатываются из вискозных и ацетилиеллюлозных комплексных нитей. Нарядные ткани (парча, тафта и др.) содержат металлические нити. Характер поверхности, переплетения, колористическое оформление тканей разнообразны. Группа тканей из искусственных нитей с другими волокнами включает поплины, репсы и другие платьевые ткани.

Ткани из синтетических нитей вырабатываются главными, мелко- и крупноузорчатыми переплетениями из монокапрона, комплексных, профилированных, фасонных, текстурированных капроновых и полиэфирных нитей.

В ассортименте шелковых тканей преобладают ткани из синтетических нитей с добавлением других волокон. К ним относятся многочисленные ткани плоских, рельефных, ажурных, сетчатых, объемных структур, для изготовления которых используются комплексные, профилированные, крученые и текстурированные синтетические нити в сочетании с искусственными нитями, металлическими и металлизированными нитями, а также с хлопчатобумажной и смешанной пряжей.

Костюмные ткани. Хлопчатобумажные костюмные ткани вырабатывают чистохлопковыми или с добавлением химических волокон. Для костюмов и брюк широко применяют джинсовые и ворсовые ткани.

Джинсовые ткани вырабатывают саржевым или мелкоузорчатым переплетением из пряжи средней линейной плотности гладкоокрашенной крученой или однониточной в основе и суровой однониточной в утке. Выпускают также ткани из суровой пряжи в основе и меланжевой в утке. Для придания формоустойчивости и жесткости наносятся малосмываемые аппреты. По составу джинсовые ткани делятся на хлопчатобумажные и хлопкополиэфирные, содержащие 25 или 33 % лавсана. Иногда вводят в джинсовые ткани полиуретановые нити.

Ворсовые ткани имеют на лицевой стороне ворс из коротких, вертикально стоящих волокон хлопка или смеси хлопка с лавсаном. Бархат и полубархат выпускают гладкоокрашенными и с печатными рисунками, они имеют на лицевой стороне сплошной короткий ворс.

Вельветы имеют на лицевой поверхности ворсовые продольные полосы. В зависимости от ширины ворсовой полосы различают вельвет-рубчик с узкой полосой и вельвет-корд с широкой ворсовой полосой. Выпускают вельветы гладкоокрашенными и с печатными рисунками. Обновление ассортимента вельветов идет за счет выпуска хлопколавсановых вельветов (33 % лавсана), вельветов с широкой (до 1 см) ворсовой полосой, с чередованием ворсовых полос разной ширины, с фасонной стрижкой ворсовых полос.

Классические ткани — диагональ (саржевая), молескин (сатиновая), репс (ложнорепсовая), трико (комбинированных переплетений), коверкот (диагоналевая) — могут применяться для костюмов спортивного типа.

Шерстяные костюмные ткани делятся на чисто- и полушерстяные, камвольные и тонкосуконные.

Чистошерстяные ткани в общем объеме производства камвольных костюмных тканей составляют 13 %. Допускается наличие в чистошерстяных тканях 2-8 % химических нитей.

Полушерстяные ткани содержат от 15 до 80 % шерсти. В ассортименте преобладают ткани из смешанной шерстяной пряжи с лавсаном или с нитроном. Выпускают ткани из трехкомпонентных смесей с добавлением вискозного волокна. Ткани из шерсти с лавсаном обладают упругостью, несминаемостью, но они более жесткие, чем чистошерстяные; содержание лавсана в них от 20 до 60 %. Ткани из шерсти с нитроном (45-50 %) мягче, чем с лавсаном.

Полушерстяные ткани из трехкомпонентных смесей волокон содержат 30-40 % вискозного волокна, поэтому недостаточно упруги.

К классическим костюмным камвольным тканям относятся бостоны, шевиоты, крепы и трико.

Бостон — чистошерстяная добротная равноплотная ткань саржевого переплетения с рубчиком, идущим под углом 45°. При длительной носке в местах, испытывающих наибольшее трение, бостоны залащиваются, так как отпадают чешуйки с волокон шерсти, и их поверхность становится более гладкой и блестящей. Все способы снятия блеска с бостонов дают временный эффект.

Шевиоты вырабатываются по типу бостонов, но с применением хлопчатобумажной пряжи, поэтому они более жесткие и сминаемые.

Креп - гладкокрашеная неравноплотная ткань комбинированного переплетения с мелким двойным плотным рубчиком, идущим под углом 75-78° или полого под утлом 30°. Чистошерстяные крепы обладают некоторой пушистостью, а полушерстяные - повышенным блеском, так как вырабатываются с вискозой и лавсаном.

Трико разнообразны по структуре и окраске. Это наиболее многочисленная группа костюмных тканей, которые выпускаются чистошерстяными и полушерстяными с лавсаном мелкоузорчатыми переплетениями.

Тонкосуконные костюмные ткани отличаются, от камвольных значительной толщиной, массой и пушистостью.

Льняные костюмные ткани вырабатываются в ограниченном ассортименте: классические льняные рогожки, выработанные двойными и тройными полотняными переплетениями, и плотные массивные льнолавсановые ткани простых и мелкоузорчатых переплетении.

Шелковые ткани для костюмов вырабатывают из комплексных химических нитей, в основном из полиэстра.