Современный рынок химических товаров и тенденции его развития

Категория: Химический состав непродовольственных товаров

Продукция химии и нефтехимии применяется как сырье и материалы практически во всех сферах предпринимательской деятельности. Кроме того, она многократно потребляется внутри самой отрасли при переработке сырья в разнообразные конечные продукты. На химических и нефтехимических предприятиях сосредоточено около 8 % основных фондов промышленности страны и производится почти 6 % промышленной продукции. Однако значительная часть производственного оборудования отрасли характеризуется низким техническим уровнем и не обеспечивает необходимой конкурентоспособности выпускаемой продукции по ценовым и качественным характеристикам.

Средняя энергоемкость и материалоемкость единицы продукции в 1,5 — 2 раза выше, чем в передовых промышленно развитых странах. Нерационально используются сырьевые ресурсы. Например, доля нефтепродуктов, направляемых на производство химической продукции, в расчете на тонну произведенного этилена в России в 4 — 5 раз выше аналогичных показателей в США, Германии и Японии. В структуре себестоимости химической продукции удельный вес сырья, материалов, энергоресурсов составляет 70 — 80 %. Без модернизации уже в ближайшие годы до 70 % химической продукции может оказаться неконкурентоспособной.

После отмены монополии государства на внешнюю торговлю вопросы удовлетворения потребностей внутреннего рынка за счет импорта решаются непосредственно торговыми организациями. В условиях низкой конкурентоспособности отечественных товаров зарубежные поставщики постепенно вытесняют российских производителей. Только после девальвации рубля в 1998 г. несколько сократился импорт готовой продукции, предназначенной для использования населением, — моющих, лакокрасочных и других бытовых химических товаров. Однако зарубежные фирмы постепенно восстанавливают утраченные позиции, используя разнообразные способы продвижения своей продукции, в том числе строительство заводов по ее производству на территории России.

Тем не менее положительная динамика роста производства отечественной химической и нефтехимической продукции сохраняется. Выпуск товаров бытовой химии осуществляется примерно на 450 предприятиях, около 20 % которых специализированные. Общий объем реализуемой через торгующие организации продукции бытовой химии составляет около 1 млн т в год. Значительные объемы приходятся на долю трех важнейших ассортиментных групп: синтетические моющие, отбеливающие и чистящие средства.

В декабре 1999 г. Минэкономразвития РФ утвердило «Стратегию развития химической промышленности страны на долгосрочную перспективу». В документе определены приоритетные задачи в ведущих подотраслях химического комплекса. Например, для развития лакокрасочной промышленности предусмотрено создание производства высококачественного пигмента диоксида титана (30 тыс. т) и цветных пигментов (25 тыс. т) в ОАО «Комититан» (Ухта, Республика Коми); ввод в действие производства акриловой кислоты (25 тыс. т), акриловых эфиров (40 тыс. т) и эмульсий (80 тыс. т) в ОАО «Акрилат» (Дзержинск).

В промышленности минеральных удобрений предусмотрена реконструкция с увеличением мощностей ОАО «Аммофос» (Череповец), ОАО «Воскресенские минеральные удобрения»; создание новых производств ОАО «Уралкалий» (Березники), в ОАО «Дагфос» (Республика Дагестан) и в ОАО «Буйский химический завод» (Костромская обл.).

Среди основных направлений деятельности в области технологической модернизации — ресурсосбережение, повышение эффективности переработки нефти, расширение сырьевой базы, увеличение ассортимента различных видов товаров бытовой химии в соответствии с потребностями рынка.

В химической индустрии насчитывается около 600 крупных и средних предприятий и 100 научных и проектно-конструкторских организаций и экспериментальных заводов с общей численностью персонала около 1 млн человек. Предприятия химической отрасли впервые за последние 10 лет стали вкладывать значительные средства в научные разработки. Ученые предлагают новые виды сырья с улучшенными свойствами и новые рецептуры (формулы) товаров бытовой химии. Прорыв на российский рынок импортных товаров бытовой химии, который был осуществлен крупными зарубежными производителями в середине 90-х годов, сформировал у населения новые потребности. Большинство отечественных разработок средств бытовой химии удовлетворить эти потребности не могут. Поэтому необходима активизация научных исследований в области создания бытовых химических препаратов.

Характерной особенностью современного рынка химических товаров является организация и проведение большого числа специализированных выставок. Они служат прямому обмену информацией всех сторон, участвующих в химическом бизнесе, — производителей сырья, упаковки, оборудования, готовой продукции, представителей оптовых фирм, в том числе товароведов, маркетологов, коммерсантов. Были проведены такие выставки, как «Индустрия чистоты», «Химэкспо», «Химиндустрия», «Бытхим», «Бытхимэкспо», «Интерлакокраска», «Бытовая химия и услуги». Специализированные выставки проводятся не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих региональных центрах.

Положительно можно оценить создание специализированного информационно-аналитического журнала «Бытовая химия» (учредитель и издатель — НПАО «Росса», Пермь).