Средства автохимии

Категория: Химический состав непродовольственных товаров

Средства по уходу за автомобилем (группа 238400 по ОКП) предназначены для поддержания хорошего внешнего вида автомобиля и надежности работы его агрегатов и узлов. Применение этих препаратов повышает безопасность эксплуатации транспортного средства, облегчает, удешевляет и сокращает время на его обслуживание. Более узкое, устаревшее определение товаров этой группы — автокосметика. В последние годы это определение сменилось более широким, точным — автопрепараты, средства автохимии.

Автопрепараты входят в ассортимент товаров бытовой химии. Для их создания зачастую используют те же компоненты. Совпадают и виды упаковки, потребительские свойства и функциональное назначение. Вместе с тем большинство средств автохимии имеют особое целевое назначение, и их замена препаратами бытового характера недопустима.

По агрегатному состоянию автопрепараты подразделяют на жидкие — суспензии, эмульсии и гели, пастообразные и твердые — порошковые, гранулированные, таблетированные и в виде блоков; по концентрации активнодействующих веществ — на концентрированные и готовые к применению. Различают также препараты разового и многократного пользования.

Для упаковки автопрепаратов используют картонные пачки, полимерные, жестяные и стеклянные банки, флаконы, канистры, стрипы, пакеты из бумаги, пленочных материалов, комбинированную тару. Широко применяется аэрозольная упаковка, в том числе natural spray — без применения пропеллентов.

В Общероссийском классификаторе продукции средства автохимии занимают позиции:

23 8410 — средства моющие;

23 8420 — средства чистящие;

23 8430 — средства полирующие;

23 8440 — средства защитные;

23 8450 — средства герметизирующие;

23 8460 — средства вспомогательные;

23 8470 — средства эксплуатационные;

23 8490 — вспомогательные средства.

По трудности удаления с поверхности автомобиля загрязнения бывают слабосвязанными (песок с глинистыми примесями), сред-несвязанными (песок с глинистыми примесями и примесями органических и масляных веществ) и прочносвязанными (частицы асфальта, смолистые загрязнения). Смыть водой можно только слабосвязанные загрязнения, остальные удаляют моющими средствами.

Для мытья лакокрасочных покрытий автомобиля применяют автошампуни. Они содержат ПАВ, спирты, полифосфаты, Na — КМЦ, силикаты, полиакриламиды, антикоррозийные добавки и т.п. Выпускаются автошампуни в жидком, пастообразном и порошковом виде. На потребительском рынке представлены автошампуни обычные и концентрированные, гели и автошампуни с дополнительными эффектами: осушающим (содержат силиконовые смолы), антикоррозийным (например, отечественный автошампунь «Чистик», который выпускает фирма РМ), полирующим, кондиционирующим (защищает покрытие от растрескивания, блокирует действие УФ-излучения, содержит ингибиторы, которые защищают кузов от коррозии).

Шампуни-очистители концентрированные очищают от смолы, битума, насекомых, а в разведенном виде используются как обычные автошампуни. Они безвредны для лакокрасочных и гальванических покрытий, резины и пластмасс. Бытовые моющие средства могут вызвать повышенную коррозию, потускнение и постепенное разрушение покрытий, а потому не рекомендуются для ухода за автомобилем.

Чистящие средства предназначены для освобождения различных частей и агрегатов автомобиля от загрязнений, которые не могут быть удалены с помощью автошампуней. По назначению чистящие средства подразделяются на средства для очистки двигателя, очистители салона автомобиля, автоочистители стекол, очистители лакокрасочных и металлических покрытий.

Очистители двигателя предназначены для быстрого удаления грязи, масел и других нерастворимых в воде загрязнений. Жидкие препараты содержат бутиловый спирт, уайт-спирит, ПАВ. Аэрозольные автоочистители удобны для обработки труднодоступных мест. Например, компания «Нова» выпускает очиститель двигателя пенный, который содержит специальные вещества, легко растворяющие грязь и масляные отложения. Очиститель карбюратора той же компании эффективно растворяет и удаляет смолы, нагар и другие отложения из карбюратора, очищает каналы и другие части.

Отечественные и зарубежные производители выпускают стеклоочистители в виде жидкостей и аэрозолей. Они должны не только эффективно удалять загрязнения при умеренных и низких температурах, но и не оставлять разводов, не вызывать набухания и растворения уплотнительной резины. В состав автостеклоочистителей входят изопропиловый и этиловый спирты, ПАВ, аммиак для обеспечения прозрачности, уксусная кислота или уксуснокислый аммоний для придания блеска, этиленгликоль и глицерин — антизамораживатели, силиконовые смолы — гидрофобы, антизапотеватели. Жидкие стеклоочистители могут быть концентрированными и готовыми к применению. Например, ООО «Астрохим» (Москва) выпускает эффективный «Очиститель стекол». Недостаток этого средства — наличие в его составе аммиака, который может отрицательно повлиять на тонированные поверхности.

Очистители салона автомобиля должны эффективно очищать поверхность отделочных материалов различной природы и сохранять их свойства, снимать статическое электричество, придавать покрытию грязеотталкивающие свойства, не требовать дополнительной промывки водой, обладать приятным ароматом. В состав очистителей салона входят растворители, ПАВ, триэтаноламин, масла, гликоли, ароматизаторы. Они, как правило, производятся в аэрозольной упаковке. Ассортимент средств включает препараты для химической чистки сидений, обивки, коврового покрытия, кожи, пластика, резины; пятновыводители; обновляющие и защищающие составы для материалов салона; составы для ремонта поверхностей; ароматизаторы и нейтрализаторы неприятных запахов в салоне.

Автомобильные ароматизаторы (дезодоранты) выпускаются в картонной упаковке и во флаконах. Форма специальному картону задается вырубкой. Картон пропитывается парфюмерной композицией, упаковывается в индивидуальный полимерный пакет и запаивается. Дезодоранты могут быть с запахом мяты, морской свежести, новой машины, земляники, цитрусовых, банана, розы, яблока, дорогого одеколона и т.д. Флаконы помещаются на вентиляционную решетку автомобиля. Система ароматизации бывает фитильной (во флакон опущен фитиль, и интенсивность запаха зависит от величины зазора); аэрозольной и гелевой (регулированием высоты столбика геля обеспечивается долговременный и равномерный эффект ароматизации). Производители автомобильных ароматизаторов — компании Funel, Diax, Eliocell, Medo и Car-Freshner. ___

Полирующие средства предназначены для продления срока службы лакокрасочного покрытия кузова, поддержания и восстановления его блеска. Автополироли создают на лакокрасочной поверхности тонкую защитную пленку, заполняют микротрещины покрытия, восстанавливают первоначальный цвет и блеск, увеличивают стойкость к агрессивным факторам внешней среды. По составу полироли классифицируются на восковые, синтетические и абразивные.

Восковые полирующие средства дают хотя и положительный, но кратковременный эффект. Благодаря невысокой стоимости они достаточно широко распространены (например, натуральный воск «Карнауба»).

Синтетические полироли включают очистители-восстановители, силиконовые и полимерные полирующие составы. Очистители-восстановители быстро восстанавливают внешний вид автомобильного покрытия — удаляют окислившуюся краску, трудно-выводимые пятна, небольшие царапины. В ассортименте представлены препараты для покрытия «металлик» и обычных эмалей. Недостатком этих средств является необходимость дополнительной обработки для получения длительного эффекта. Силиконовые полироли по своим свойствам близки к восковым и реализуются в жидком виде с распылителем. Полимерные полироли дают самый длительный эффект, обеспечивают не только очистку, но и защиту покрытия. К недостаткам следует отнести их высокую стоимость.

Абразивные полироли применяются для обработки покрытий со значительными дефектами. Чем дольше срок эксплуатации лакокрасочного покрытия, тем крупнее и тверже абразивы, входящие в состав автополиролей. Это объясняется необходимостью шлифовать микронеровности.

Кроме полиролей, устраняющих мелкие механические повреждения покрытий, на рынке присутствуют полироли — восстановители красок. К восстановителям красок относят и тонирующие полироли. Для быстрой обработки лакокрасочного покрытия предназначены экспресс-полироли. Правда, они практически не обладают защитным эффектом.

Широко представлены полирующие препараты для ухода за колесами, бампером, салоном и другими частями автомобиля. Полироли выпускаются в виде паст, гелей, эмульсий, аэрозолей, полирующих салфеток. Полировочные пасты позволяют нанести более толстый, но сложнее полирующийся слой. Такие препараты больше подходят для старых поверхностей. Среди полировочных паст есть цветообогащенные, защитные, восковые.

Защитные средства предохраняют от коррозии днище, крылья, двигатель и другие окрашенные и неокрашенные узлы и детали, продлевают срок службы деталей из полимерных материалов. Для долговременной защиты от коррозии в заводских условиях используются поливинилхлоридные пластизоли (при нанесении на днище и крылья служат до семи лет), а также каучуковые и битумно-каучуковые составы. Для восстановления антикоррозионных покрытий днища кузова предлагаются автоантикоры и мастики.

Автоантикоры содержат нефтяные битумы, фенолформальдегидные смолы, асбест, дробленую резину. Наиболее распространены антикоры типа «Мовиль» (сокращенное от названий городов Москва и Вильнюс), которые состоят из твердых углеводородов, полимерных смол, уайт-спирита и различных добавок. Отечественный антикор «Мовиль-5Э. Жидкий ключ» разъединяет заржавевшие резьбовые соединения, эффективно вытесняет влагу, интенсивно проникает в толщу материала.

Мастики наносят после очистки днища от грязи, старого покрытия, ржавчины. В их составе присутствует резинобитумная смесь.

В ассортименте защитных антикоррозийных средств грунтовки, модификаторы ржавчины. Они предохраняют от коррозии, «доставая» ржавчину не только на поверхности, но и в микротрещинах. Новинкой ассортимента являются двухкомпонентные системы защиты лакокрасочного покрытия для новых автомобилей. Первый компонент предназначен для мойки (очистки) и подготовки поверхности кузова автомобиля к нанесению защитного полимерного покрытия. Он удаляет загрязнения из микротрещин и пор покрытия и образует слой с высокой адгезией по отношению к защитному покрытию. Второй компонент при нанесении проникает в поры и трещины, полимеризуется там, образуя высококачественное защитно-декоративное покрытие. Кроме средств, защищающих кузов, днище кузова, предлагаются препараты для защиты шин, бамперов, стекол и т.д.

Антикоррозийные средства практически от всех производителей подразделяются на две группы: для днища (мастичные) и для труднодоступных полостей (воскообразные или на масляной основе). Эти препараты образуют защитное покрытие толщиной несколько сот микрометров, содержат ингибиторы коррозии, а некоторые (например, «Миг-Антикор») и хемосорбционные компоненты, которые обладают способностью пропитывать ржавчину, вытеснять влагу и обеспечивать замедление коррозии.

Наряду с зарубежными фирмами-изготовителями следует отметить отечественную компанию «Нова». Например, препарат «Нова голд» на битумно-восковой основе содержит ингибитор и металлические наполнители для улучшения физических свойств защитной пленки, «Нова БиЦинк Д» для днища включают мелкодисперсные цинковые наполнители. Присутствие преобразователя и стабилизатора ржавчины позволяет нейтрализовать очаги коррозии. Для скрытых полостей предлагаются «Нова БиЦинк МЛ» и «Нова Флай» (для уже пострадавших от коррозии автомобилей). Аналогичное назначение имеет российский препарат «Девакс».

Герметизирующие средства применяют для быстрого устранения в дорожных и стационарных условиях различных повреждений и неплотностей узлов и устройств автомобиля.

Широко распространены герметики на основе пастообразного поливинилхлорида. Для заделки трещин и пробоин, исправления дефектов на пластмассовых и металлических поверхностях используют герметики на основе полиэфирных смол, которые быстро затвердевают после введения отвердителя.

Герметики анаэробного отверждения на основе производных акриловой кислоты быстро полимеризуются (температура окружающей среды) при попадании в зазор резьбового, цилиндрического или плоского разъема, куда доступ воздуха ограничен. Соединение отличаемся высокой вибро-, масло-, водо-, бензостойкостью. Для герметизации разъемов узлов двигателя без твердых прокладок применяют силиконовые герметики. В вулканизированном состоянии они обладают повышенной морозо-, термо- и коррозионной стойкостью. Незатвердевающие герметики на основе полиизобутилена с успехом используются для герметизации остекления, отверстий и щелей на стыках кузова и двигателя.

Эксплуатационные средства обеспечивают нормальный режим работы всех механизмов и систем автомобиля. К ним относятся охлаждающие жидкости, тормозные жидкости, смазки и другие технические препараты.

Охлаждающие низкозамерзающие жидкости предназначены для охлаждения двигателя во избежание его тепловой деформации (коробления) и заклинивания деталей. Они выпускаются в соответствии с ГОСТ 28084—89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие». Антифриз, тосол — общепринятые наименования охлаждающих жидкостей. Антифризы выпускаются готовыми к применению и в виде концентратов.

Наибольшее распространение получили гликолевые антифризы: за рубежом — на основе метиленгликоля, в России — на основе этиленгликоля. Для обеспечения экологической безопасности применяются антифиризы на основе пропиленгликоля. Например, марка Cool Keeper Euro, выпускаемая предприятием ТЭКС (группа компаний «Одолень»), изготовлена на основе пропилен-гликоля и соответствует зарубежному стандарту ASTM D 3585. Антифризы на основе пропиленгликоля менее агрессивны к металлам и обладают большей теплопроводностью.

Для идентификации отдельных марок антифризы окрашивают в различные цвета. Например, «Тосол-40» — голубого цвета, «То-сол-65» — красного (цифры со знаком минус в маркировке обозначают температуру замерзания). Цвет красителей выбирается произвольно. Чтобы уменьшить коррозию деталей двигателя и ограничить вспенивание, образование накипи и улучшить другие свойства в водно-гликолевую смесь добавляют пакет специальных присадок — ингибиторы коррозии, умягчители воды, антинакипины, антивспенивающие и смазочные добавки.

Тормозные жидкости служат для передачи энергии к исполнительным механизмам в гидроприводе тормозной системы автомобиля, могут применяться и в других системах (например, рулевой механизм). Тормозные жидкости могут быть синтетическими (на основе гликолевых эфиров, полиэфиров, боратов) и минеральными. Отечественные тормозные жидкости «Нева», «Томь», «Роса» совместимы и смешиваются между собой в любых пропорциях.

Пластичные смазки уменьшают износ деталей, защищают от коррозии трущиеся детали. Пластичная смазка состоит из минеральной или синтетической основы и загустителей различной природы. Именно типом и количеством загустителя определяются эксплуатационные свойства смазки. Чаще это мыла — кальциевое, натриевое, литиевое, алюминиевое, бариевое. Так же называются смазки. Классификация по консистенции делит смазки на девять классов. Чем выше класс, тем гуще смазка. По назначению смазки бывают антифрикционные, консервационные, канатные и уплотнительные.

В ассортимент эксплуатационных жидкостей входят жидкости амортизационные. Амортизаторы делают ход автомобиля плавным даже при движении по бездорожью, так как они гасят колебания кузова на упругих элементах подвески. Рабочим телом в гидравлических амортизаторах служат маловязкие жидкости обычно на нефтяной основе.

В состав амортизационных жидкостей, как правило, вводят различные добавки, улучшающие их свойства.

К ассортиментной группе вспомогательных средств относят препараты, которые облегчают многие виды работ по уходу за автосредствами как в период эксплуатации, так и при ремонте. Например, это автопреобразователи ржавчины. Ортофосфорная кислота, основа преобразователя, вступает в химическое взаимодействие с продуктами коррозии и преобразует их в прочное соединение. Преобразователи ржавчины содержат ингибиторы коррозии. К вспомогательным средствам относят также автосмывку старой краски, средства для сухой чистки рук и т.д.