Стандарты и качество

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

Ориентиром для совершенствования продукции служат перспективные нормы и регламенты, введение которых намечено в странах, где предполагается сбыт новых изделий. Согласно сложившейся в большинстве стран практике, требования нормативных актов становятся известны за 3—10 лет до их официального введения. Это делается для того, чтобы продуценты имели возможность при разработке новых изделий закладывать в их конструкцию уровень параметров, планируемых к введению обязательных значений, строить в соответствии с этим свою политику в области НИОКР.

Особенно большие усилия по повышению качества продукции прилагали фирмы Японии. Повышая качество продукции, японские фирмы весьма часто не меняли свои продажные цены на мировом рынке. Это дало основание конкурентам обвинять их в «качественном демпинге» в отличие от ценового. Ныне почти по всем изделиям уровень качества промышленных товаров японских компаний настолько высок, что ряд фирм стран Юго-Восточной Азии наладил выпуск поддельных изделий, снабжая их товарными знаками фирм Японии.

В большинстве  стран в промышленном производстве существует известный допустимый уровень брака (2—3% выпускаемых товаров). В Японии предприятия прилагают большие организационные усилия для снижения доли дефектной продукции и числа случаев ее выхода из строя. Уровень брака и частота поломок японских автомобилей, телевизоров, интегральных схем и других товаров в 10 раз ниже, чем изделий западных фирм. В американских телевизорах количество выходящих из строя деталей в 5 раз превышает аналогичное число в японских приемниках.

На телевизионном заводе американской фирмы  средний уровень брака, который обнаруживался заводским отделом контроля качества, составлял от 1,5 до 1,8 дефекта на один изготовленный приемник. После того как этот завод был приобретен японской компанией «Мацусита», брак сократился до 0,03—0,04. Достигнуто это было в основном за счет улучшения организации управления качеством. На аналогичных заводах компании «Мацусита» в Японии брак составляет лишь 0,005 дефекта на один приемник.

Управление качеством в японских компаниях организовано лучше, чем в американских.

 Относительное падение конкурентоспособности американской продукции объясняется самоуспокоенностью американских бизнесменов в течение длительного времени господства США на мировых рынках. Это препятствовало всестороннему и оперативному использованию хозяйственного опыта других промышленно развитых  стран.

Успехи фирм Японии в обеспечении высокого уровня качества промышленной продукции объясняются привлечением к управлению качеством всего производственного персонала фирм. Объединенные в «кружки качества» рабочие не только участвуют в разработке и реализации программ повышения качества, но и проводят мероприятия по улучшению производственной технологии и снижению издержек производства. Переняв японский опыт, многие фирмы США и Западной Европы интенсивно проводят меры по повышению качества и начинают опережать в этой области японских соперников.

Повышение качества продукции и снижение издержек ее производства могут достигаться и при неизменной технологической базе за счет разработки и внедрения новейших научных достижений в области организации производства и управления. Автомобилестроительные компании США по своему научно-техническому и производственному потенциалу в ряде областей не только не уступают японским фирмам, но и превосходят их. Тем не менее они значительно отстают от японских конкурентов по темпам освоения новых моделей изделии, продолжительности их разработки, а главное, по качеству изготовления.

Среди причин чаще всего называют более передовые принципы организации производства и управления, используемые японскими фирмами. Большинство из них активно применяют системы автоматизированного проектирования и оперативного управления производством (САПР и САОУПР), поставку частей на условиях «джаст-ин-тайм», комплексные системы управления качеством и т. д. Это позволило японским компаниям при гораздо меньшей численности сотрудников добиться более высокого качества автомобилей.

Применение прогрессивных технических средств и передовых методов управления значительно повышает производительность управленческого труда и в конечном счете ведет к уменьшению издержек за счет экономии на заработной плате высвобождающихся инженерно-технических работников. В последние годы научно-технический прогресс в сфере управления все чаще направляется на сокращение времени доведения идеи до стадии промышленного освоения. Опережение конкурентов в создании машин нового поколения делает фирму на какое-то время монополистом, позволяет значительно усилить свои позиции на рынке.

Существенным элементом конкурентоспособности является ценовая характеристика товара, удельная стоимость полезного эффекта его потребления. Этот элемент определяется в принципе рыночной стоимостью товара. Однако для каждого конкретного капиталиста большое значение имеет разница между рыночной стоимостью и индивидуальными издержками производства. Разница определяет величину прибыли капиталиста. Для снижения издержек монополии стран Запада широко используют достижения научно-технического прогресса.

Борясь с японскими автомобильными конкурентами, монополии США уделяют основное внимание вопросам снижения издержек производства.

Стремясь снизить издержки производства, капиталистические фирмы пытаются уменьшить затраты на оплату труда и повысить производительность труда рабочих.

В западной прессе часто определяют конкурентоспособность продукции на мировом рынке только соотношением уровней ставок заработной платы в разных странах. В публикациях Международного валютного фонда индекс стоимости рабочей силы интерпретируется как обратный показатель динамики конкурентоспособности. Он рассчитывается как отношение показателя стоимости рабочей силы на единицу произведенной продукции к среднему показателю этой стоимости в других странах с поправкой на колебания валютного курса.

Существующие межстрановые колебания в оплате рабочей силы влияют на конкурентоспособность продукции, особенно выпускаемой большими сериями. Но соотношение ставок заработной платы в качестве критерия конкурентоспособности должно производиться только с одновременным сопоставлением уровней производительности труда.

Проведенные в странах Запада мероприятия по охране окружающей среды привели к определенному росту издержек производства в промышленности, что отрицательно сказалось на конкурентоспособности продукции разных стран на мировом рынке.

При выходе на мировые рынки фирма тщательно изучает особенности конкуренции, степень монополистических ограничений на деятельность соперников. Если на определенном рынке в крупных объемах продаются товары, не имеющие ярко выраженных качественно отличительных признаков, то «барьеры» для выхода на эти рынки незначительны. При выходе на такие рынки фирма-поставщик может снизить цену в размере до 5% на срок не более двух лет. Многие изделия этой категории представляют продукцию обрабатывающей промышленности (медь, цемент, текстильные изделия, авторучки, стальной прокат, женская и мужская обувь).

Товары с качественными признаками могут быть разбиты еще на две группы:

— товары с умеренными барьерами для выхода на рынок. Более низкие преимущества товара по сравнению с конкурирующими могут привести к снижению цены на 5-—10% на срок от 2 до 5 лет;

— товары со значительными барьерами выхода на рынок, где требуется снижение цены до 10% на срок более 5 лет.

Трудности, с которыми сталкивается при выходе на рынок потенциальный экспортер, не обязательно могут быть компенсированы лишь снижением цены, что весьма легко может быть достигнуто. Важную роль для обеспечения конкурентоспособности товара на рынке играют степень доверия к товарной марке, возможности сбыта и расходы по рекламе.