Требования к маркировке продукции

Категория: Информация о товаре

Требования к маркировке пищевой продукции установлены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. № 2300- 1, Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ, "Правилами продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и другими документами.
Маркировка пищевого продукта- это любые сведения, обозначения, рисунки или знаки, которые относятся к пищевому продукту и присутствуют на упаковке, этикетке или другом виде носителя, сопровождающем пищевой продукт.
С 1 июля 2005 г. введен ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", соблюдение требований которого позволяет обеспечить достоверность информации для потребителя и соответствие маркировки требованиям действующего законодательства.
Кроме того, маркировка отдельных видов продукции регламентируется соответствующими Техническими регламентами:
Федеральный закон от 27.10.2008 N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей";
Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию";
Федеральный закон от 24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию".
 Маркировка пищевого продукта должна содержать следующие обязательные сведения, представляемые на русском языке:
1. Наименование продукта. Наименование продукта должно достоверно описывать продукт и позволять покупателю отличать данный вид пищевого продукта от других видов пищевых продуктов.
2. Состав продукта. Состав продукта, указываемый в маркировке, представляет для потребителей, пожалуй, наибольший интерес, поскольку включает перечень компонентов, из которых он изготовлен. Это особенно важно для тех, кто не переносит отдельные компоненты или просто не желает, чтобы они присутствовали в данном продукте. Причем на первом месте стоит компонент, используемый в самом большом количестве. Здесь же указываются добавки, содержащиеся в продукте.
3. Количество продукта. Количество пищевого продукта указывается в единицах объема, а именно литр (л), миллилитр (мл) или в единицах массы нетто, а именно килограмм (кг), грамм (г).
4. Срок годности. Указание сроков годности продукта является наиболее важным сведением на маркировке. У продуктов питания с коротким сроком хранения указывается день и месяц, со средним - месяц, продолжительным - только год. Данные, которые покупатель читает на продуктах питания, являются максимальными сроками хранения, до которых продукты сохраняют свои потребительские качества. При сохранении своих запасов не следует упускать из поля зрения эту дату, а также забывать про температуру, условия хранения, которые обозначены на упаковке. Одновременно нужно иметь в виду, что сроки хранения распространяются на неоткрытые упаковки. Когда речь идет о скоропортящихся продуктах (например, молоко, творог, молочные напитки, сметана), то здесь указан конечный срок реализации. Кстати, что касается молока и других продуктов, выпускаемых в полиэтиленовых пакетах, то заветную дату следует искать в месте шва. На крышках металлических банок с консервами в соответствии с действующими стандартами наносится дата их изготовления, а на этикетке - срок и условия хранения. А для таких продуктов как пиво, минеральная вода, безалкогольные напитки, сроки годности указываются различными способами, в том числе и насечкой на этикетке.
5. Дата фасования (для фасованных пищевых продуктов);
6. Условия хранения, если они установлены изготовителем, в том числе для вскрытого и/или приготовленного продукта;
7. Наименование и место нахождения изготовителя. Информация об изготовителе - это фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Изготовитель (исполнитель, продавец) должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. В том случае, если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.
8. Рекомендации по приготовлению или употреблению пищевых продуктов, в случае, если правильное их использование без такой информации затруднено, а неправильное их приготовление и/или использование может нанести вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к порче или неэффективному использованию продукта.
9. Пищевая ценность продукта. Сведения о пищевой ценности включают: информацию об энергетической ценности или калорийности; информацию о количестве белков, усвояемых углеводов, сахаров, клетчатки, жиров, насыщенных жирных кислот, натрия; информацию о витаминах и минеральных веществах.
10. Информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента (п.2 ст.10 Закона о защите прав потребителей). Пищевые продукты, содержащие в своем составе ингредиенты, полученные из/или с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов маркируются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области изготовления, регистрации и оборота таких пищевых продуктов.
11. Знак обращения на рынке (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Могут быть нанесены также дополнительные надписи, предусмотренные нормативными документами (например, для пива - "Пастеризованное"), а также другие - по усмотрению изготовителя. Любую другую необходимую информацию должен предоставить продавец по первому требованию покупателя.