Уголок покупателя

Категория: Менеджмент

     "Уголок покупателя" представляет собой информационный стенд, содержащий все необходимые документы, регламентирующие деятельность предприятия, отношения между покупателем и продавцом, обязанности продавца перед потребителем и контролирующими органами. Данный стенд должен быть расположен на видном месте в каждом магазине или предприятии общественного питания.


Информационный стенд "уголок потребителя" или "уголок покупателя" должен содержать следующую обязательную информацию:
1. Копия свидетельства о государственной регистрации.

2. Копия и номер лицензии, а также информация об органе, ее выдавшем в случае, если деятельность, осуществляемая предприятием, подлежит лицензированию.
3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
4. Список контролирующих организаций с адресами и телефонами.
5. Книга отзывов и предложений.
6. Контрольный журнал (в котором делается пометка проверяющим органом).
7. Правила продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55).
8. Правила оказания услуг общественного питания (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036).


 Любая другая полезная информация или объявления являются не обязательными, но желаемыми и нужными для потребителей.
Не все покупатели знают о том, какая информация должна находиться на информационном стенде, но почти каждый знает, что там обязательно должна быть расположена "Книга отзывов и предложений". "Книгу отзывов и предложений" директор предприятия должен приобрести сам и разместить ее на видном месте для покупателя.
Покупатель, решивший воспользоваться своим правом на отзыв о предприятии должен иметь возможность, сидя за столом на стуле, спокойно обдумать, что он желает написать. Такие условия предоставляет администрация предприятия. Строго запрещено требовать у заявителя документы о его личности, или же спрашивать о причине написания жалобы или предложения.
Заявитель должен указать свой адрес и телефон, если в будущем желает узнать о результатах своей жалобы. Такие жалобы рассматриваются администрацией, и в письменном виде дается ответ покупателю о принятых мерах по данной жалобе. Но если покупатель пожаловался не на персонал, а на администрацию, то такие жалобы передаются в вышестоящие организации, которые не реже чем раз в квартал проверяют торговые заведения и составляют отчеты по таким проверкам.
Книга регистрируется в комитете (отделе) по торговле и общественному питанию по месту регистрации предприятия.


Книга должна находиться в доступном месте, на виду. Ее нельзя никому изымать. Новая книга заводится после окончания чистых листов в предыдущей книге.
Инструкция о книге жалоб и предложений на предприятиях розничной торговли и общественного питания утверждена Приказом Минторга СССР от 23.07.1973 N 139.
Также на стенде необходимо разместить журнал учета проверок. В журнале учета проверок должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись. Количество таких проверок установлено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Если такой журнал не ведется, то составляется акт о его отсутствии.
    Если предприятие ведет торговлю алкогольной продукцией, то на информационном стенде должен содержаться текст главы ХIХ Правил продажи отдельных видов товаров утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.


Данные Правила устанавливают наличие у продавца ряда документов, которые он должен предоставлять покупателю по первому требованию.
Эти документы должны содержать:
- информацию о наименовании и цене алкогольной продукции;
- данные, подтверждающие проведение сертификации (декларирования) алкогольной продукции;
- наименование производителя и его юридический адрес, страну происхождения алкогольной продукции;
- сведения о государственных стандартах, требованиям которых должна соответствовать алкогольная продукция;
- объем алкогольной продукции в потребительской таре;
- наименования входящих в состав алкогольной продукции ингредиентов, в том числе пищевых добавок, используемых в процессе ее изготовления, сведения о наличии в алкогольной продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов (при их наличии), а также о содержании в ней вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов;
- пищевую ценность алкогольной продукции;
- противопоказания к применению алкогольной продукции;
- дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции.
     Согласно Правилам, администрация предприятия должна "обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах".
Если предприятие располагает достаточно большим стендом, то можно разместить на нем санитарные правила, которые должны соблюдаться на всех предприятиях торговли и общественного питания, такие как санитарно-эпидемиологические правила:
- СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов";
- СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья";
- СП 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов";
- СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Также на стенде можно разместить экстренные телефонные номера (МЧС, СБУ и др.).
Вид информационного стенда может быть разнообразным, он не имеет стандарта.