Украшения для шеи и груди

Категория: Разные непродовольственные товары

Цепочки - ювелирные украшения для шеи и груди, состоящие из переплетенных различным способом звеньев.
Цепочки традиционно популярны и у женщин, и у мужчин. Они могут использоваться как самостоятельное украшение или же быть вспомогательным изделием, предназначенным для ношения подвесок. В настоящее время в России по объему производства цепочки занимают первое место среди всех других видов ювелирных украшений.
Неразъемные цепочки (надеваются через голову) состоят из взаимно переплетающихся звеньев, разъемные - из звеньев и замка.

По назначению различают цепочки:
-    шейные;
-    бортовые (для прикрепления карманных часов к одежде);
-    поясные;
-    браслетные (для украшения запястья рук).
Длина цепочек в зависимости от их назначения может колебаться от 15 до 90 см. Наибольшим спросом в настоящее время пользуются цепочки длиной от 40 до 65 см. Вес цепочек зависит от используемого сплава, применяемого способа плетения и конструктивных особенностей отдельных звеньев и может колебаться в широких пределах.
Форма звена в цепочке может быть простой: круглой, овальной, прямоугольной, лежащей в одной плоскости или же сложной, т. е. представлять собой некую сложную и изогнутую в нескольких плоскостях фигуру. Петля необязательно симметрична относительно продольной оси. Звенья в цепочке могут быть одного размера и формы или разных размеров и форм, чередующихся в определенном порядке. Звенья крупных цепочек иногда выполняют пустотелыми.
По способу изготовления различают паяные цепочки, штампованные и автоматического плетения.
У штампованных цепочек каждое звено  изготавливается отдельно, штампуется, а затем осуществляется соединение звеньев методом зацепления одного звена за другое без применения пайки.
Цепочки автоматического плетения составляют основную долю ассортимента. Их изготавливают механизированным способом на цепевязальных автоматах и полуавтоматах из сплавов драгоценных и недрагоценных цветных металлов.
По форме звена и характеру переплетения звеньев цепочки автоматического плетения делятся на базовые, производные и фантазийные.
Каждая базовая цепочка имеет свое название: якорная, панцирная, кордовая, «веревочка». Наибольший удельный вес занимают цепочки якорного и панцирного переплетения и их производные.
Якорные цепочки напоминают плетение цепей, применяемых на судах для крепления якорей. Каждое звено имеет простую форму и прикрепляется перпендикулярно к предыдущему звену.
Панцирные цепочки имеют звенья, лежащие в одной плоскости, по форме напоминающие овал, изогнутый в виде незавершенной восьмерки. Сечение проволоки круглое. Раньше такой вид плетения использовали при изготовлении кольчуг.
Кордовые цепочки имеют звенья круглой или овальной формы и дополнительное звено, соединяющее не соседние звенья, а перекинутое на следующее звено.
Цепочки типа «веревочка» состоят из плотно уложенных звеньев, по форму расположения напоминающих плетение веревки.
На основе базовых плетений изготавливается широкий ассортимент производных цепочек, которые можно объединить в следующие классификационные группы:
1.    Двойные и тройные производные цепочки, например, тип «Ленточка» или «Элика». Пример панцирной производной двойной цепочки показан на цветной вставке.
2.    Производные цепочки с измененной формой звена, например, типы «Венецианская», «Бостон», «Улитка». Такие цепочки имеют звено нетрадиционной формы. Примеры якорных производных с измененной формой звена даны на цветной вставке.
3.    Производные цепочки с чередующимися звеньями, например, тип «Фигаро». Такие цепочки имеют звенья неодинакового размера (или формы), которые чередуются в определенном порядке. На цветной вставке показаны панцирная производная с чередующимися звеньями 3+1 и якорная с чередующимися звеньями 3+1.
4.    Производные с использованием дополнительных технологических отделочных операций: прессованные, сколоченные (сколотые), с алмазной огранкой или обработкой. На цветной вставке также показаны панцирная производная сколоченная, якорная производная сколоченная, якорная производная прессованная, панцирная производная с алмазной обработкой и якорная производная с алмазной огранкой.
Прессование может применяться для одинарных и двойных якорных цепочек, с целью придать им более завершенную и удобную при ношении форму. Оно заключается в прохождении изделия через пресс, где происходит легкий обжим звеньев в одной плоскости.
Сколоченные цепочки на специальных станках проходят операцию сколотки, которая заключается в интенсивном механическом обжиме звеньев в одной или нескольких плоскостях. Большинство панцирных цепочек выпускают сколоченными. Эту же операцию могут применять и для цепочек якорного и кордового плетения.
При алмазной обработке на гранильных станках по всей длине цепочки снимают небольшой слой металла до образования плоскости, имеющей высокий класс чистоты поверхности, а, следовательно, хорошую отражательную способность.
При алмазной огранке на каждое звено цепочки в различных плоскостях наносят определенное количество граней. Обычно 2-4, однако в отдельных случаях число граней может доходить до 18-ти.
Кроме производных цепочек выше перечисленных четырех типов могут встречаться комбинированные производные цепочки. Как, например, показанные на цветной вставке кордовая производная, сколоченная с алмазной обработкой, и панцирная производная двойная, сколоченная с алмазной обработкой.
Цепочки, характер переплетения звеньев которых отличается от базовых, называют фантазийными. У фантазийных цепочек звенья могут быть самой разнообразной формы: в виде геометрических фигур, различных символов, растительного орнамента, абстрактных узоров или каких-либо фигурок, например, сердечек, подковок, слоников, клоунов и т. п. или их комбинаций. Чаще всего они соединяются между собой посредством звеньевого или шарнирного соединения.
Одной из разновидностей фантазийных цепочек являются так называемые шариковые, например, тип «Перлина». Звенья в такой цепочке заменены подвижными шариками, соединенными между собой гантелями без применения пайки.
Шариковые цепочки также могут иметь производные. На цветной вставке можно увидеть шариковую базовую, шариковую трехрядную и шариковую с чередующимися звеньями 1+1 и алмазной огранкой.
Разъемные цепочки имеют замки. В соответствии с конструкцией различают:
1.    Замок «застежка на костыль». Является одним из самых ранних применяемых замков. Используется в основном в однорядных массивных цепочках, бусах и браслетах. Костыль на мелкозвенной цепочке пропускается через специальное ушко и удерживается за счет нагрузки растяжения, определяемой массой украшения. Замок с застежкой на костыль показан на цветной вставке.
2.    Крючковый замок. Используется преимущественно в простых однорядных цепочках, в недорогих бусах и ожерельях. Крючок пропускается в кольцо и удерживается за счет натяжения. Усилие натяжения должно быть таким, чтобы крючок не мог самопроизвольно открыться. Надежность замка повышается, если свободный конец крючка делают по возможности более длинным, а отверстие в крючке как можно меньшим. При применении такого замка необходимо учитывать, что для того, чтобы завести крючок за ушко, цепь должна обладать достаточной длиной.
3.    Замок-карабин. Является модификацией крючкового замка. Однако он более надежен, так как вероятность соскальзывания кольца с карабина гораздо меньше, чем крючка. На цветной вставке изображен замок-карабин современной конструкции.
4.    Шпрингельный замок. Обычные, изготавливаемые машинным способом цепочки чаще всего имеют именно такой вид замка, он же является одним из самых применяемых и в других видах ювелирных украшений (браслеты,
бусы, ожерелья). Главным достоинством этого замка является то, что при качественном исполнении он считается абсолютно надежным, то есть вероятность самопроизвольного открытия равна нулю.
5. Замок с горизонтальной защелкой. Используется в однорядных цепочках и имеет ограниченное применение, поскольку не всегда его форма подходит к общему виду украшения, и тогда он выглядит как чужеродное тело. Чаще встречается в бусах и ожерельях. Замок состоит из крышек, соединительных стоек и защелки. Защелка сначала зацепляется за стойку узкой стороной наподобие крючка, а затем вводится в коробку замка, при этом пазы на защелке фиксируются в стойках. Для открывания замка необходимо нажать на упор защелки и вынуть ее из коробки замка. Замок достаточно надежен, однако, если усилие натяжения слишком велико, защелка может раскрыться сама по себе.
6.    Штыковой замок. Используется в узких цепочках и браслетах, а поскольку он имеет круглое сечение, то хорошо подходит к цепочкам с цилиндрическими звеньями. В основу конструкции замка положен принцип быстродействующего затвора, с помощью которого штык надевали на винтовку. Когда запорный палец вставляется в гильзу, штифт в направляющей канавке после достижения им крайней точки под воздействием давления пружины отодвигается назад, в изгиб паза, а палец надежно удерживается в гильзе. При достаточном усилии пружины этот замок очень надежен.
7.    Винтовой замок. Часто применяется в цепочках со звеньями круглого сечения, а также в браслетах и ожерельях. Замок работает как винтовое соединение, и в общем виде его можно представить как винт с гайкой. В простейшем случае за основу берут две трубки. На одной нарезают наружную резьбу, а на другой - внутреннюю. В закрытом положении такой замок выглядит как небольшой цилиндр. В принципе, винтовому замку можно придать любую форму, например, шара, бочонка, эллипсоида и т. д. На цветной вставке можно увидеть винтовой замок на бусах из реконструированного кварца.
8. Коробчатый (или шнапорный) замок. Используется в многорядных цепочках, браслетах и колье. При качественном исполнении он довольно надежен в работе, а по своему внешнему оформлению может удачно вписываться в дизайн украшения, выполняя роль декорирующей детали. Замок состоит из корпуса и запорной планки, которая входит в паз коробки замка и пружины. К верхней части пружины припаивают кнопку, на которой делаются насечки для удобства пользования. Коробчатые замки наиболее сложны в изготовлении, применяются в основном для дорогих изделий. Нередко выполняются художественно оформленными: с гравировкой, рельефным узором или с различными вставками. На цветной вставке можно увидеть недорогой замок-карабин простейшей конструкции на недорогом браслете из серебра 925-й пробы со вставками из бирюзы, а также более сложный и художественно оформленный замок-карабин с предохранителем на браслете из золота 750-й пробы со вставками из васильковых сапфиров.
Требования, предъявляемые к качеству цепочек:
-    звенья цепочки должны быть подвижными, правильной формы, не иметь заусенцев и острых граней;
-    цепочка должна быть гибкой, не должна иметь деформированных звеньев, а также перевернутых звеньев, изменяющих рисунок цепочки;
-    цепочки должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 2,5 Н;
-    замки изделий должны исключать их самопроизвольное открывание и быть удобными в пользовании, резьба винтового замка должна быть без пропусков и срывов.
Бусы - женское шейное украшение, состоящее из бусин, промежуточных звеньев, замка и нити.
Бусины могут быть разнообразных размеров и форм (круглые, овальные, фигурные), с различными видами отделки. Их изготавливают из драгоценных металлов и сплавов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, кости, стекла, пластмассы, фарфора, дерева.
Материал, из которого изготовлены бусы, обычно определяет их название. Жемчужные бусы составляют из жемчуга определенной формы и одинакового или разного размера. Для изготовления янтарных бус используют необработанный или полированный янтарь шаровой, овальной или многогранной формы. Для коралловых бус - бусины из кораллов круглой или овальной формы, а также в виде палочек различной длины. Бусины костяных и деревянных бус вытачивают на станках практически любые по форме, часто украшают резьбой. Также на станках вытачиваются бусины для бус из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, придавая камню самые разнообразные формы. Изготавливают бусы из драгоценных металлов (сплавов) и сочетания металл-камень, металл- кость. Бусины металлических бус могут быть пустотелыми, ажурными, различных форм и размеров с декоративной отделкой.
Бусины могут иметь сквозные отверстия для нанизывания их на нить или же не иметь отверстий; тогда бусины соединяются между собой специальными проволочными петлями. Соединение с помощью различных металлических петель чаще всего используют для бусин из хрупких материалов, когда сделать в бусине отверстие технологически сложно.
Бусы так же, как и цепочки могут быть неразъемными и разъемными. Последние имеют замок. Наиболее распространенные виды замков: замок-костыль, замок-крючок, винтовой замок, шпрингельный, коробчатый (или шнапоровый).
Нити бус могут выполняться из металлической проволоки, полиамидных (лески) или шелковых нитей. К этим материалам предъявляются требования к прочности, они должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 9,8 Н.
Колье - шейное женское украшение (лат. collum - шея). По конструкции напоминает бусы, однако отличается более сложной композицией рисунка центральной части и шарнирным соединением отдельных элементов. В центре колье всегда расположены более крупные звенья, которые к краям постепенно уменьшаются. Иногда звенья заканчиваются тонкой цепочкой.
Изготавливают колье из сплавов золота, серебра, платины с самыми разнообразными вставками. В центральной части, которая конструктивно подчеркивается, как правило, располагается крупный самоцвет, окруженный более мелкими камнями. Традиционно название колье: бриллиантовое, изумрудное, рубиновое и т. д. дается по виду этой центральной вставки. Другие камни, используемые в этом же колье, могут быть различного вида, иметь разный размер и разную форму в соответствии с индивидуальным фасоном изделия.
Центральная часть также может подчеркиваться художественно оформленными подвесками в виде кулонов. Ближе к замку колье завершается бусинами или звеньями цепочки, которые в некоторых случаях могут быть многорядными.
В среднем колье имеют длину 40-50 см. Колье застегивается замком, который одновременно выполняет роль декоративного элемента. Наиболее распространены для колье коробчатые замки с предохранителями (фиксаторами) в виде штифта, петли, пластины или крючка.
Подвеска представляет собой шейное украшение, предназначенное для ношения на цепочке, шнуре или ленте. Может продаваться, как самостоятельное изделие, так и вместе с цепочкой.
Подвески изготавливают из золота, серебра, платины и сплавов цветных металлов со вставками из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, кости, рога, керамики и др. Они могут иметь разнообразную форму: круглую, овальную, квадратную, каплевидную, в виде знака зодиака или символа веры (например, православный нательный крест). Для декорирования подвесок применяют различные отделочные операции: полирование, гравировку, алмазную обработку, чеканку, эмалирование, чернение и т. д.
Подвеска в верхней части обязательно имеет отверстие или колечко, в которое вставляется свободно вращающееся звено (повесное кольцо), для крепления к цепочке или ленте.
Выпускают подвески, у которых помимо ушка для цепочки на обратной стороне к металлической оправе припаяна булавка с шарниром и замком. Такой кулон может одновременно использоваться как брошь.
Кулон является разновидностью подвески. Не может реализовываться как самостоятельное изделие, а только вместе с цепочкой. В традиционном исполнении цепочка для подвешивания кулона имеет специальное переходное кольцо, на которое и крепится кулон.
Медальон - это особой формы подвеска, где корпус выполнен в виде двух крышек и представляет собой плоский футлярчик, чаще всего овальной формы, однако встречаются и круглые, квадратные, каплевидные, в форме сердечка и др. Полый корпус может служить для хранения в нем фотоминиатюр или каких-либо сувениров (например, локон возлюбленной, фотография, знак зодиака и т. п.).
Различают медальоны открывающиеся и не открывающиеся. Открывающиеся выполняют на шарнирах или без них. В бес-шарнирных медальонах половинки соединяются плотно подогнанными ободками. Иногда крышки медальона спаяны между собой. Например, когда в корпусе медальона хранится какая-то тайна - любовная, ритуальная, завещание, заговор и т. п.
Изготавливают медальоны из сплавов золота, серебра или платины. Изделия из серебряных сплавов могут покрываться позолотой. Поверхность лицевой крышки обильно украшают гравированным или штампованным рисунком, вставками из разнообразных материалов, художественной эмалью.