Упаковка быстрозамороженных плодов и овощей

Категория: Плоды

Требования к упаковочным материалам, контактирующим с пищевыми продуктами, имеют общий характер и предъявляются к упаковочным материалам для всех видов пищевых продуктов: безопасность, соответствие виду продукции и типу применяемого оборудования, материалы должны отвечать требованиям торговли и потребителя. Для хранения и транспортирования замороженной продукции к упаковочным материалам предъявляются дополнительные требования: устойчивость к низким температурам, эластичность, устойчивость к механическим воздействиям, способность выдерживать деформации, связанные с увеличением объема продукта при замораживании. Без защитной упаковки быстро снижаются потребительские свойства продукции, образуются ожоги, увеличивается усушка, ухудшаются внешний вид и органолептические показатели. Выбор материала влияет на качество продукции при хранении и обусловливает возможности последующей обработки продукции — возможность размораживания в СВЧ-печках или разогрев готового кулинарного изделия. На упаковку должна наноситься необходимая маркировка, установленная требованиями ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования".

Для обеспечения максимально возможного сохранения качества замороженных плодов и овощей для упаковки применяется материал, обеспечивающий минимальные потери массы при хранении (усушку), т. е. обладающий низким уровнем влагопроницаемости. Влагопроницаемость обычно характеризуется временем, за которое при заданных условиях вода проникает через единицу площади упаковочного материала. Количество сублимированного льда из замороженного продукта за единицу времени будет прямопропорционально поверхности материала, разнице парциального давления и коэффициенту сублимации. Влагопроницаемость некоторых современных наиболее распространенных упаковочных материалов находится в порядке возрастания в следующем ряду: алюминиевая фольга, алюминиевая фольга с полиэтиленом, полиэтилен, полипропилен, парафинированная бумага с обеих сторон, бумажный картон с полиэтиленом, целлофан с полиэтиленом, целлофан, полистирол, бумага с поливинилацетатом, пергамент и т. д.

Другое важное требование, которое предъявляется к материалам для упаковки замороженных продуктов, — это газонепроницаемость. Упаковочный материал должен предохранять продукт не только от воздействия кислорода воздуха, но и сохранять летучие ароматические вещества.

В настоящее время широкое применение для упаковывания замороженных плодоовощных продуктов нашли пакеты из полиэтиленовой пленки высокой плотности. Пленки обладают хорошей механической прочностью, инертны по отношению к пищевым продуктам, практически водонепроницаемы, выдерживают интервал температур от -50 до +70°С, имеют невысокий уровень воздухопроницаемости и низкую стоимость. В пленках из полиэтилена низкого давления можно осуществлять СВЧ-нагрев продукции. Быстрозамороженные плодоовощные товары могут упаковываться также в пакеты из полиамид-целлофана. В качестве потребительской тары также могут использоваться пачки из ламинированного картона с вкладышем из пергамента, целлофана, полиэтилена или другого непроницаемого для влаги материала или без вкладышей.

Упаковка для плодоовощной замороженной продукции различается также в зависимости от того, кому поставляется продукция. Для конечных потребителей она фасуется, как правило, в пакеты из ламинированной бумаги или полиэтиленовой пленки марки Н "пищевая" или в пакеты из полиамид-целлофана, массой нетто продукта от 250 г до 1 кг в зависимости от вида сырья; в пачки из ламинированного картона массой нетто продукта до 1,0 кг. Допускается использовать другие виды пленок и тароупаковочных материалов, разрешенных для упаковывания пищевых продуктов Роспотребнадзором РФ.

Для транспортирования и хранения продукцию, упакованную в потребительскую тару, укладывают в транспортную тару. В качестве сборной упаковки многоразового использования наиболее распространены коробки из гофрированного картона с пленочными мешками-вкладышами (масса продукта не должна превышать 15 кг), короба из гофрированного и гладкого картона и контейнеры разного размера. В последние годы в холодильниках для сборной упаковки используется усадочная полиэтиленовая пленка.

Замороженная плодоовощная продукция реализуется в розничной торговой сети преимущественно в фирменных пластиковых пакетах или ламинированных картонных коробках массой от 0,3 до 1,0 кг. Для плодов и ягод чаще встречается упаковка по 300 и 450 г, для овощей — 400 и 450 г. Иногда замороженные овощи и ягоды продаются на развес.

Перспективным направлением для упаковки замороженных плодов и овощей считается использование комбинированных пленочных материалов: многослойных пленок, многослойных пленок с использованием алюминиевой фольги, пленки на бумаге или картоне. Для снижения активности окислительных процессов, вызывающих ухудшение потребительских свойств, необходимо ограничить доступ кислорода к поверхности продукции. С этой целью рекомендуется использовать вакуум-упаковки или замещать воздух в упаковке азотом.

Быстрозамороженные плоды и ягоды упаковывают для дальнейшей переработки в промышленную упаковку — мешки бумажные или полипропиленовые с вкладышем массой до 25 кг. Быстрозамороженные ягоды и плоды для поставок в рестораны и предприятия общепита упаковывают в небольшие мешки по 2-2,5 кг или гофрокороба с вкладышем весом от 3 до 6 кг. Быстрозамороженные грибы для дальнейшей переработки и для поставок в рестораны и на предприятия общепита упаковывают в 3-4-слойные гофрокороба с вкладышем с различным весом от 3 до 10 кг продукта.

Быстрозамороженные грибы также упаковывают в розничную упаковку различных видов — пакетики по 300-350 г, вакуумную упаковку по 250-350 г, в коробки по 450-700 г.

С 1995 г. при дозировании продукта автоматическим методом весового комбинационного дозирования для упаковочной единицы массой 0,5 и 1 кг допускаемая погрешность массы каждой единицы должна составлять:

± 2 г — для мелкоплодных (при наибольшем размере плодов и ягод до 15 мм);

± 5 г — для крупноплодных (при наибольшем размере плодов и ягод от 15 до 60 мм).

Вся упаковка и крупная тара снабжается этикетками с указанием необходимых реквизитов. Маркировка потребительской тары должна быть нанесена типографским либо печатным способом на бумажную этикетку или непосредственно на поверхность тары типографским способом с указанием следующих данных:

наименования и адреса предприятия-изготовителя;

товарного знака (при его наличии у предприятия);

 наименования продукции;

 обозначения стандарта;

массы нетто;

товарного сорта;

даты и смены выработки;

 условий и срока хранения;

сведений о пищевой и энергетической ценности;

 способа подготовки и применения.

Транспортная маркировка наносится с указанием манипуляционных знаков. На одну из торцевых сторон транспортной тары с продукцией, фасованной в потребительскую тару (или россыпью), наносят четкую маркировку несмываемой непахнущей краской или наклеивают ярлык с указанием следующих данных: наименования и адреса предприятия-изготовителя; наименования продукции; обозначения стандарта.