Управление структурой ассортимента в магазине

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

В рамках традиционной организационной структуры управления в магазине функции управления ассортиментом рассредоточены между различными подразделениями и отделами магазина. Так, отдел закупок заключает договоры с поставщиками, формирует заказы на поставку товаров, осуществляет прием товара и его количественное и качественное соответствие условиям договора. Отдел продаж (сбыта) разрабатывает и проводит акции по стимулированию сбыта, решает общие вопросы по сбыту продукции. Отдел маркетинга, в свою очередь, разрабатывает ассортиментную и ценовую политику магазина, исследует потребительский спрос, проводит сравнительный анализ ассортиментной стратегии с конкурентами и т.д.

Однако такой тип организации магазина не очень эффективен, так как каждый отдел магазина имеет свои собственные цели и задачи, свои критерии оценки эффективности деятельности, поэтому действия отделов не всегда могут быть согласованы. Более того, сотрудники разных отделов могут конфликтовать между собой, что существенно осложняет процесс принятия управленческих решений в рамках ассортиментной стратегии. В связи с этим подобный тип организационной структуры управления, который принято называть функциональным, приемлем лишь для небольших магазинов с небольшим ассортиментом.

Для более эффективного принятия управленческих решений при разработке ассортиментной стратегии целесообразно все функции — от закупки товара до его реализации — сосредоточить в одних руках. Это позволит оперативно реагировать на изменения факторов внешней среды за счет концентрации в едином центре всего цикла движения товаров. Однако особенностью современных торговых центров является одновременно широкий и глубокий ассортимент, состоящий из тысяч товарных групп и категорий; если управление таким ассортиментом сосредоточить в едином центре, это может привести к снижению норм управляемости. В этой связи современный подход к управлению ассортиментом предполагает, что весь ассортимент магазина разбивается на составные части и управление осуществляется по отношению к каждой из них в отдельности. Такой подход к управлению ассортиментом магазина получил название категорийного менеджмента.

В отличие от функциональной системы управления, категорийный менеджмент предполагает специализацию управленческих кадров не по функциям, а по категориям товаров, т.е. для каждой категории товаров формируется свое управленческое звено. Для этого в магазине в штат управления вводится несколько единиц категорийных менеджеров или управляющих, которые подчиняются непосредственно директору магазина. В свою очередь, у каждого категорийного менеджера в подчинении находятся специалисты по закупкам конкретной категории товаров, специалисты по его сбыту и маркетингу. При такой структуре управления категорийный менеджер несет полную

ответственность за оборачиваемость и рентабельность своей категории товаров, и, следовательно, все управленческие решения по ассортиментной стратегии данной товарной категории сосредоточены в одних руках. Более того, если в магазине применяется система оплаты труда, предусматривающая установление заработной платы и премиальных выплат в зависимости от результатов деятельности, категорийный менеджер будет в большей степени заинтересован приобрести товар у поставщиков на более выгодных условиях, минимизировать транспортные и логистические расходы, обеспечить рациональную выкладку товара в торговом зале и т.д. Таким образом, категорийный менеджмент предполагает, что в рамках магазина формируются самостоятельные хозяйственные единицы, которые обеспечивают организацию, исполнение и контроль всего хозяйственного цикла в рамках определенной товарной категории.

Однако деятельность магазина более многогранна, чем просто осуществление процесса купли-продажи товаров. Для функционирования магазина необходимо также наличие служб, которые не принимают непосредственного участия в процессе купли-продажи, но при этом обеспечивают материально-техническую базу, финансово-экономическое сопровождение и т.д. К таким службам относят финансово-экономический, материально-технический отделы и т.д. В связи с этим более полно организационная структура управления магазином может выглядеть следующим образом. Данные службы не имеют непосредственного отношения к разработке и реализации ассортиментной стратегии, но без них невозможна полноценная работа магазина.

Подобная структура управления характерна для небольших магазинов, о чем уже шла речь выше. Однако в рамках категорийного менеджмента данная структура управления должна быть определенным образом модифицирована (рис.).

Таким образом, существует традиционная структура управления магазином и структура управления, основанная на категорийном менеджменте. Второй тип структуры является более современным и эффективным в условиях рыночной экономики, когда широкое развитие получили крупные торговые центры с широкой и глубокой ассортиментной структурой.