Уровень интеллекта и маркетинг

Категория: Бизнес

ИнтеллектИнтеллект в общем смысле – это определенное свойство ума, в том числе живость мышления, логика, память, эрудиция и множество других пониманий этого термина. Что можно определить как «высокий интеллект», более или менее понятно, хотя и в этой сфере споров больше чем достаточно. Что можно считать высоким маркетинговым интеллектом?

Мыслить нужно шире


Умение размышлять дано человеку, а тем более работнику маркетинга, ведь такой инструмент, как мозг, доступен всем без исключения, в отличие от образования в крутом вузе. Но много ли тех, кто действительно применяет этот инструмент на практике?

На самом деле те, кто должен быть маркетологом высшей марки, – преподаватели маркетинговых дисциплин – очень часто обладают сводом мертвых правил и никуда не применимых знаний. Тогда где искать мыслителя века сего? В практическом маркетинге много настолько умных и соображающих личностей, которые однако не могут понять конечное звено – клиента, что сводит на нет почти все усилия. И не редкость, когда простые ребята недалекого на первый взгляд ума настолько тонко чувствуют рынок и обладают по-настоящему тем, что можно назвать «маркетинговым интеллектом». Поэтому определение ума и интеллекта нельзя считать таким уж простым вопросом.

Умники или умные?

Умными зачастую считают отличников, эрудитов с огромной головой, людей с высоким IQ и феноменальной памятью. Но это подмена понятий. Это всего лишь умение складировать знания в голове, но не размышлять.

Кого же нужно считать умным? Того ли, кто напичкан знаниями, или того, кто может использовать эти знания? Безусловно, знания важны, ведь без определенного набора знаний невозможно даже начать рассуждать в той или иной области.

Многие считают, что ум предполагает высокий уровень IQ, который определяется решением различных типовых головоломок, не встречающихся в натуральном мире. У наиболее успешных бизнесменов показатель IQ средний, а показатели прибыли высокие. Вывод просится сам собой, но продолжим наше расследование.

Все гениальное медленно

Одна из характеристик ума – высокая скорость мышления. Быстро думать, молниеносно делать выводы и принимать решения в краткие сроки – это идеальная характеристика для человека умного. Тугодумы в обществе считаются людьми недалекими, но что говорит нам практика?

Удивляет тот факт, что многие гениальные люди были тугодумами в глазах общественности. Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, гений кино Чарли Чаплин, гений холста Пабло Пикассо – и это не весь список. Результаты их «тугого» ума впечатляют.

В практике маркетинга было бы неплохо обладать быстротой реакции и основательностью мышления тугодума. Этого возможно достичь, если натаскивать таких мыслителей на практических стандартных задачах. Проще говоря, думающего маркетолога нужно провести через решение многих циклов практических задач. Тогда со временем, решая обычные стандартные задачи автоматически, человек сможет больше времени посвятить творческому мышлению.

Образование как основа успеха


Закончив высшее учебное заведение, больше половины магистров и академиков маркетинга работают не по специальности, в поте лица добывая свой хлеб. В кругах практических бизнесменов принято считать, что образование зачастую лишает человека способности мыслить.

Много примеров бизнесменов и деятелей науки, которые попросту были отчислены из вузов или вовсе не учились в них. Тот же Билл Гейтс – яркий пример тому, как и сотни таких же.

Даже можно сказать, что стандартное маркетинговое образование, формирующие котлеровское мышление – это стандартизация и типизация мозга, который потом можно использовать где угодно, только не в сфере рекламы и маркетинга.

Эрудиция, кругозор и память

Эти качества отлично подходят для шоу-игры «Что?Где?Когда?», в которой, кстати, участвует множество успешных людей науки и бизнеса. И действительно, элементарный кругозор и память не повредят маркетологу. А вот голова-шкаф, набитая знаниями, оторванными от реальной жизни, не нужна точно.

Сколько можно встретить гениев маркетинговых матриц, моделей, ABS-анализов и прочего инструментария маркетинга, которые не могут даже себя продать толково, работая где-то в конторах, далеких от названных дисциплин. Не зря говорил Лев Толстой: «Знание – орудие, а не цель!».

О некоторой специальной литературе, а именно – о маркетинговой схоластике, говорят как о парализующей живое маркетинговое мышление. Тогда как полки библиотек завалены этими бесплодными сухими письменами. Эйнштейн заявлял, что повальное «буквоедство» и вовсе атрофирует способность мыслить продуктивно.

Интеллект на уровне эмоций

Определение «эмоциональный интеллект» дали еще в 1990 году Питер Саловей и Джон Майер. Это определенные способности воспринимать и осмысливать свои и чужие чувства и эмоции, делать выводы и использовать полученную информацию.

Здесь можно сказать, что это уникальное пересечение здравого ума, интеллекта и обыкновенной человечности. Именно эмоциональному интеллекту невозможно обучить, это та маркетинговая жилка, которой завидуют ученые-маркетологи, глядя на успешных практиков.

Расщепление и синтез в разуме

Анализ – популярное понятие в научной сфере, означающее умение разбивать мысленно объект анализа на элементы, и рассмотрение их по отдельности. Маркетинговый анализ насчитывает множество методов, моделей, схем и приемов. Трудность в том, что такой элемент схемы, как человек, которого невозможно исключить при построении моделей анализа маркетинга, вообще трудно поддается анализу. Тут хорошо срабатывает метод вопросов: маркетолог просто должен поставить себя на место клиента и задать соответствующие вопросы: Что нужно клиенту? Где он это купит? Какую рекламу он посмотрит?

Синтез в таком свете также непрост, поскольку ему приходится работать с противоречивыми результатами анализа. Так кто же такой интеллектуальный маркетолог?

Только творческий подход, сочетающий в себе знания и практику, может быть определен как высокий маркетинговый интеллект. Даже высочайшие знания не заменят практики, да и полное отсутствие знаний при голой практике свойственны торгашу, но не высококвалифицированному маркетологу.