Виды товароведческого анализа

Категория: Основы товароведения

Различают следующие виды товароведческого анализа:

— качественный;

— количественный;

— ассортиментный;

— документальный;

— комплексный.

Качественный анализ предусматривает оценку качественных характеристик товара для установления соответствия их требованиям нормативных документов.

Применяется качественная экспертиза при сдаче-приемке товара, после длительного хранения и других случаях, когда требуется именно этот вид анализа.

Количественный анализ предполагает оценку количественных характеристик товара. Это вид анализа применяется при приемке товара по количеству, а также для установления количественных потерь товара и причин их возникновения. Правовой базой проведения количественного анализа является Гражданский кодекс РФ (ст.465, 466, 483, 521), а также пока действующая «Инструкция по приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утверждена постановлением государственного арбитража при Совете Министров СССР 15 июня 1965 г., №11-6).

Ассортиментный анализ заключается в оценке экспертом кол ичест-венных и качественных характеристик товара для установления его ассортиментной принадлежности. Чаще всего этот анализ является составной частью качественного анализа, так как при оценке качества специалист должен идентифицировать товар, т. е. проверить соответствие ассортиментной принадлежности предъявляемого товара его наименованию, артикулу, товарной марке, указанной в маркировке и в сопроводительных документах. Как самостоятельный вид анализа проводится при возникновении разногласий между поставщиками и покупателями, продавцом и потребителем по вопросам ассортиментной принадлежности товара к определенной группе.

Документальный анализ заключается в оценке экспертом товароведческих характеристик товара, основанной на информации в то-варно-сопроводительных, технологических и иных документах.

Данный вид анализа является обязательным элементом других вышеприведенных видов анализа, так как эксперт обязательно проверяет соответствие количества и качества, наименования объекта экспертизы той информации, которая указана в сопроводительных документах (накладные, сертификаты качества, эксплуатационные документы и др.).

Комплексный анализ представляет собой оценку экспертом всех характеристик товара на основе их испытаний и анализа документов.

Этот вид анализа применяется в случаях необходимости всесторонней оценки товара с учетом позиций продавца, потребителя, а также сложившейся рыночной конъюнктуры. Эксперт, проводящий комплексный анализ, должен владеть навыками маркетинговых исследований товара, цены, рынка, конкурентного окружения и других элементов маркетинга (навыки маркетинговых исследований будут рассмотрены далее в курсе медицинского и фармацевтического товароведения).