Внешнеэкономические термины

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

АВАЛЬ БАНКОВСКИЙ—вексельное поручительство, по которому лицо, его совершившее (авалист) (им обычно выступает крупный первоклассный банк), принимает на себя ответственность перед владельцем векселя за выполнение платежных обязательств любым из обязанных по векселю лиц: акцептантом, векселедателем, индоссантом.

 

АВАНС—денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей за материальные ценности, оказанные услуги. 100%-ный аванс как форма расчетов во внешней торговле применяется крайне редко и является самой невыгодной для импортера (для экспортера — наоборот).

АВАРИЯ — убытки, причиненные судну, грузу и фрахту в процессе морской перевозки. В соответствии с видами убытков и принципами распределения ущерба А. подразделяется па общую и частную. Общая А. подлежит распределению между судном, фрахтом и грузом. Частную А. несет тот, кто ее потерпел. К общей А. относятся убытки, понесенные по причине произведенных намеренно и разумно расходов в целях спасения судна, фрахта и груза от общей для них опасности. Расходы делятся пропорционально стоимости спасенного имущества. Юридически эти вопросы для судов, плавающих под флагом , и судов под иностранными флагами, заканчивающими рейс в порту , регулируются статьями 232—251 Кодекса торгового мореплавания . Наличие общей аварии устанавливается диспашерами, состоящими при Торгово-промышленной палате .

АВАНС ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ — разновидность фирменного кредита, предоставляемого импортером иностранному поставщику в размере обычно не менее 15% стоимости поставки заказанных машин, оборудования, судов и пр. при подписании контракта (или вскоре после подписания).

АГЕНТ (также брокер, дилер, комиссионер, маклер) — лицо (юридич. или физич.), совершающее определенные действия по поручению другого лица (принципала) за его счет и от его имени, а также действия в подготовке сделок, но без права их подписи. Свои действия Д. совершает обычно за вознаграждение, размер которого определяется по соглашению (см. Агентское соглашение) между А. и лицом, давшим поручение.

В торговом мореплавании, связанном с посещением судами многочисленных порты разных стран, судовой А. принимает на себя функции по оказанию содействия судовладельцу и том, что касается всякого рода формальностей, связанных с заходом и стоянкой судна в порту, включая оплату судовых сборов, наем стивидора. А., обслуживающий регулярные линии, помимо перечисленных функции занимается также привлечением груза на суда линии.

АГЕНТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ—соглашение между принципалом и агентом, определяющее характер и объем поручения, которое агент обязуется выполнить за счет и от имени принципала. В А. с. на продажу или покупку товаров обычно определяются: территория, на которой агент должен осуществлять свою деятельность; количество товара, которое должно быть продано или куплено за каждый данный период в течение срока действия соглашения; лимиты цеп, в пределах которых агенту разрешается производить продажи или закупки; размер вознаграждения агенту, а также условия прекращения действия соглашения. В А. с. определяются также порядок и сроки отчетности агента перед принципалом.

АККРЕДИТИВ — поручение банку о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитивном письме условий. Участниками аккредитивной операции являются: клиент, дающий поручение банку об открытии А.; банк, открывший А.; банк, которому передано исполнение А. и который следит за выполнением его условий; лицо (получатель, бенефициар), в пользу которого открыт А. А. подразделяются на денежные и товарные (документарные). Денежный А. — именной документ, выдаваемый банком лицу, внесшему определенную сумму и желающему получить ее полностью или частями в другом городе или за границей в течение определенного срока. Товарный А. широко применяется во внешней торговле для расчетов между экспортером и импортером. Платежи по А. осуществляются при предъявлении в банк, открывший А., товаросопроводительных документов (страховых полисов, коносаментов, сертификатов о качестве и т. д.). А. бывают отзывные (в период действия А. он может быть аннулирован фирмой его открывшей) и безотзывные (представляющие твердое обязательство банка-эмитента); подтвержденные (т. е. гарантированные банком, его открывшим) и неподтвержденные; револьверные (автоматически пополняемые по мере его использования в пределах установленной общей суммы лимита и срока его действия); переводные (могут использоваться полностью или частично другими лицами).

АНТИДЕМПИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО -специальные правовые акты и положения, направленные против «бросового» экспорта (демпинга), т е. продажи товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем. А. з. в концентрированном виде отражается в статье VI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), принятого в 1917 г., и Международном антидемпинговом кодексе, принятом в 1967 г. на Женевской конференции ГАТТ. Статья VI ГАТТ дает определение товарного демпинга, а Кодекс предусматривает возможность включения в соответствующее национальное законодательство параграфа об «ущербе», нанесенном в результате демпинга предприятиям в стране-импортере, и порядке представления доказательств об этом ущербе. В антидемпинговом законе, принятом в Австрии (1962 г.), впервые дан количественный критерий товарного демпинга: экспортная цепа считается демпинговой, если она на 20% и более ниже, чем на внутреннем рынке страны происхождения товара, или по меньшей мере на 8% ниже мировой цены.

АКЦЕПТ — согласие покупателя принять без изменений все условия твердой оферты продавца.

АКЦЕПТ БАНКОВСКИЙ — акцепт векселя крупным первоклассным банком по просьбе импортера или его банка, благодаря чему банк принимает на себя обязательство произвести оплату векселя в указанный срок. Надежность акцептованного банком векселя возрастает. За осуществление акцепта на векселе банки взимают комиссию. Источником оплаты банковских акцептов служат средства, предварительно переведенные банку-акцептанту должником по векселю.

АКЦЕПТ ВЕКСЕЛЯ — согласие должника произвести платеж в указанный срок, выраженное в письменной форме на лицевой стороне векселя.

АРБИТРАЖ—способ разрешения имущественных споров с помощью арбитров, третейских судей в порядке, установленном законом. А. применяется в международном морском судоходстве при перевозках по чартерам. При Торгово-промышленной палате в Москве действует Морская арбитражная комиссия (МАК).

АРЕНДА — предоставление одной стороной-арендодателем другой стороне-арендатору имущества в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение на основе специального арендного договора. В отличие от договора купли-продажи, при котором право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, А. сохраняет за арендодателем право собственности на сданное в наем имущество, предоставляя арендатору лишь право на его использование. После окончания срока аренды возможно приобретение имущества арендатором.

БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ — специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

БАРТЕРНАЯ СДЕЛКА—заключение экспортно-импортных сделок с оплатой поставляемых товаров в товарной форме. Развитие подобного рода операций связано с валютными трудностями. Наиболее простым видом Б. с. является частный товарообмен, когда экспортер и импортер обращаются к компетентным государственным органам с целью получения разрешения на одновременное проведение импортных и экспортных операций, что предусматривает стоимостное равенство поставляемых и закупаемых товаров и исключает денежные расчеты между контрагентами. Более сложной является Б. с., носящая многосторонний характер. В этом случае в течение определенного периода осуществляется ряд импортных и экспортных операций, которые покрывают по стоимости друг друга. К Б. с. относятся и заключаемые государственными органами соглашения о закупке и продаже товаров равной стоимости, получившие название «планы товарообмена».

БИРЖА ТОВАРНАЯ—форма организации торговли в соответствии с заранее установленными правилами. Биржу отличают регулярность торговли и ее приуроченность к строго определенному месту, унификация основных требовании к качеству товара, условиям и срокам поставки, ведение торговли на основе встречных предложений покупателей и продавцов, заключение сделок с поставкой в будущем. Биржи организационно оформлены в виде ассоциаций частных лиц, объединенных чаще всего в корпорации. преследующие цель не получения прибыли, а облегчения и удешевления торговли.

БИРЖА ФЬЮЧЕРСНАЯ —современная форма товарной биржи, торговля па которой ведется фьючерсными контрактами. Торговлю на фьючерсной бирже по сравнению с торговлей реальным товаром на товарной бирже отличают преимущественно фиктивный характер сделок (лишь 1—2% сделок завершаются поставкой товара, а остальные — выплатой разницы в ценах); в основном косвенная связь с рынком реального товара через хеджирование; полная унификация всех условий контракта, кроме цены; обезличенность сделок, так как между покупателем и продавцом стоит расчетная палата.

БИРЖЕВОЕ КОЛЬЦО, РИНГ—1) Фьючерсный рынок, особенно при ссылке на здание биржи. Термин произошел из того факта, что биржевики на Лондонской бирже металлов (ЛБМ) и на некоторых других европейских биржах стоят или сидят по кругу.

2) Термин употребляется для обозначения пятиминутных периодов, в течение которых ведется торговля каждым отдельным металлом на ЛБМ.

3) Примитивная форма расчетного соглашения на Первых биржах, по которому прослеживалось движение контрактов по цепи или рингу брокеров-покупателей и продавцов, а выплате подлежала только разница (тем самым происходил засчет взаимных требований).

БОНДОВЫЕ ГРУЗЫ — импортные товары, хранящиеся на таможенном складе, по которым таможенная пошлина еще не уплачена

БРОКЕР — посредник при заключении торговых сделок; в торговом мореплавании основными видами брокерской деятельности является купля и продажа судов, а также фрахтование на открытом фрахтовом рынке. Фрахтовые Б. выступают в качестве посредников между судовладельцами и фрахтователями при заключении договора фрахтования. Б. получает брокерскую комиссию, которая колеблется обычно в размерах от 1 до 5% от суммы фрахта. Право Б. на получение комиссии и ее размер оговариваются и чартере

БРОКЕР В БИРЖЕВОМ «КОЛЬЦЕ» («ЯМЕ») - член биржи, который заключает сделки непосредственно в биржевом «кольце» («яме») как для себя, так и по поручению других лиц или фирм за комиссионное вознаграждение.

БРОКЕР НА БИРЖЕ — посредник, который выступает в качестве агента в отношениях между производителем и дилером или между дилером и потребителем. Получает вознаграждение только виде комиссионных. На организованном товарном рынке (бирже) брокер осуществляет сделки в биржевом «кольце»

БУКИНГ-НОТ — разновидность контракта на морскую перевозку в линейном сообщении. В основе Б.-н лежат условия линейного коносамента. По рекомендации Балтийской международной морской конференции (БИМКО) Б.-н должен содержать наименование перевозчика, грузовладельца судна, род и количество груза, место его размещения, пункты отправления и назначения, предполагаемое время погрузки, ставку фрахта, форму коносамента.

БЫК —спекулянт, который, полагая, что цены вскоре возрастут, скупает или сохраняет ранее купленные контракты. Термин распространяется также на всех, кто полагает, что цены возрастут.

ВАЛОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ СУДНА—объем помещения судна, выраженный в условных единицах измерения — регистровых тоннах (одна регистровая тонна равна 2.83 куб. м или 100 куб. футам), включающим объем помещении под верхней палубой и т. п., За исключением вспомогательных помещений. Вместимость судна определяется путем обмера по правилам, устанавливаемым классификационными обществами (регистр Ллойда, регистр и т. п.); на основании акта обмера судну выдается мерительное свидетельство, данные которого используются для начисления судовых сборов.

ВАЛЮТА ПЛАТЕЖА — валюта расчета за товар. В. п. может быть любая валюта, согласованная между экспортером и импортером. Иногда предусматривается право импортера произвести по своему выбору платеж в различных валютах. В. п. может совпадать или не совпадать с валютой сделки (цены). Фиксация платежа и другой валюте, чем валюта цены, является одной из форм страхования валютного риска. При этом большое значение имеет определение курса валюты, по которому будет осуществляться перевод валюты цены в В. п. Перевод валюты цены в В. п. может быть осуществлен либо по паритету, либо по курсу, действующему при наступлении срока платежа. Наиболее распространенный способ — перевод по паритету. Более сложный — перевод валюты цепы в В. п. на основе их взаимного курса, при этом при заключении контракта предусматривается, что при наступлении срока платежа при пересчете валюты цены в В. п. будет применен курс денежного рынка (страны-импортера, экспортера или третьей страны), а также платежных средств (телеграфного или почтового переводя). В практике международных расчетов при определении суммы платежа чаще всего применяются курсы телеграфных переводов, в форме которых производится наиболее крупные платежи.

ВАЛЮТНЫЙ КЛИРИНГ — межправительственное соглашение о взаимном зачете встречных требований и обязательств, возникающих по внешнеторговым и другим взаимоотношениям между странами, в основе которых лежит стоимостное равенство поставок товаров и услуг.

ВЕКСЕЛЬ — письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право но истечении срока обязательства требовать от должника или акцептанта уплаты обозначенной на В. денежной суммы. В. выступает как орудие коммерческого кредита. Передача В. другому лицу осуществляется путем передаточной надписи в форме индоссамента. По своей форме В. подразделяются па простые и переводные. Простой В. выписывается заемщиком. Переводный В. (тратта) представляет собой письменный приказ кредитора заемщику об уплате последним определенной суммы денег третьей; лицу (ремитенту). Наибольшее распространение получил не-

переводный В. Форма В. определяется законом страны, где он выписан. Широко используется В. во внешней торговле в качестве средства оформления кредитно-расчетных отношений. Отношения между банками при предоставлении банковских займов также оформляются В. Значительное распространение получили банковские акцепты (переводный В., выставленный на банк к им акцептованный). В силу большой надежности банковские акцепты успешно выступают в роли международного платежного средства.

ВЕС БРУТТО — вес товара вместе с внутренней и внешней упаковкой, включая упаковочные материалы.

ВЕС НЕТТО —вес товара без упаковки.

ВЕТЕРИНАРНЫЕ, САНИТАРНЫЕ И КАРАНТИННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА выдаются компетентными органами в стране экспортера и в удостоверение того, что поставляемый за границу Товар находится в здоровом состоянии. Ветеринарные свидетельства обычно требуются таможне при импорте таких товаров, как живой скот, продукция животноводства, сено, солома (в качестве упаковочных материалов), шерсть, волос и др. Свидетельства выдаются органами ветеринарного надзора страны-экспортера и удостоверяют, что указанные в нем животные или птица вывозятся из местности, где нет острозаразных заболеваний, что животные перед отправкой находились в течение определенного срока под ветеринарным наблюдением, подвергались необходимым диагностическим исследованиям, прошли соответствующую обработку против заболеваний.

Санитарные свидетельства требуются таможням при ввозе растений, плодов, овощей и других товаров. Эти свидетельства удостоверяют аналогичные с ветеринарными свидетельствами факты в отношении вышеперечисленных товаров и произведенную дезинфекцию.

Карантинные свидетельства (сертификаты) выдаются официальными органами по карантину или защите растений экспортирующей страны и удостоверяют, что соответствующие материалы не заражены вредителями и болезнями и что они происходят из районов, благополучных в карантинном отношении. Карантинному надзору подвергаются семена, клубни, луковицы, саженцы, хлопок-сырец, хлопковое волокно, сухофрукты, табак-сырец, шерсть и др., могущие быть переносчиками вредителей, болезней растений и т. п.

На практике ветеринарный, санитарный и карантинный надзор довольно часто служит средством прямого запрета импорта из отдельных стран определенных товаров и в ряде случаев используется для проведения политики дискриминации по отношению к некоторым странам.

ГААГСКИЕ ПРАВИЛА — основные положения, определяющие объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам. Г. п. подвергаются критике за статьи, ограничивающие ответственность судовладельца за принятый к перевозке груз. В этой связи под эгидой ООН был принят в качестве Гамбургских правил 1978 г. более радикальный документ, предусматривающий более жесткую ответственность судовладельцев за груз.

ГАРАНТИЙНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО — документ, подтверждающий, что поставленный товар (чаще всего оборудование) соответствует условиям определенного контракта. Оно может содержать гарантию поставщика в отношении бесперебойной работы оборудования при соблюдении покупателем правил эксплуатации.

ГАРАНТИЙНОЕ ПИСЬМО (банковская гарантия) — гарантия, выдаваемая банком-гарантом в пользу кредитора (импортера) в обеспечение полной и своевременной уплаты причитающейся с должника (импортера) суммы.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОПЦИОН — право фрахтователей, оговоренное в чартере, на выбор порта или портов погрузки и(или) выгрузки из числа обусловленных в чартере.

ГОТОВНОСТЬ СУДНА К ПОГРУЗКЕ, ВЫГРУЗКЕ -термин, обозначающий физическую и юридическую готовность судна к производству грузовых операций. Обычно Г. с. наступает после выполнения следующих трех условий: 1) прохождение судном всех портовых, таможенных, пограничных и санитарных формальностей (получение так называемой свободной практики); 2) приведение в должное состояние трюмов и грузовых средств, открытие люков, подход к месту производства работ; 3) подача отправителю или получателю груза нотиса о готовности судна к производству грузовых работ.

На практике в связи с различиями в обычаях портов термин получает различное толкование, что нередко приводит к спорам.

ГРУЗ — товар, находящийся в процессе транспортировки. Транспортная характеристика Г., определяемая совокупностью физико-химических свойств, — это условия и техника перевозки Г., потребность его в таре и упаковке. В зависимости от транспортной характеристики Г. формируется специализация флота (танкеры, балкеры, лесовозы, рефрижераторные суда, газовозы, контейнеровозы и др.) и портового оборудования. На практике Г. делятся на наливные и сухие, последние подразделяются на Г. дедвейтные (до 50 кубофутов на тонну укладываемого на судно груза) и кубатурные (от 50 кубофутов на тонну и более). По условиям перевозки различают Г. генеральные — тарно-штучные Г., перевозимые сборными партиями; Г. навалочные, насыпные однородные Г., перевозимые без упаковки; Г. наливные —нефть, нефтепродукты и другие аналогичные грузы, перевозимые наливом; Г. скоропортящиеся — Г., требующие при транспортировке особых температурных и воздушных режимов; Г. опасные, которые в процессе транспортировки могут послужить причиной взрыва, пожара, а также поражения людей. Описание Г. является важнейшим условием чартера. От характера Г. зависит ставка фрахта.

ДЕКЛАРАЦИЯ ТАМОЖЕННАЯ заявление распорядителя груза, представленное им таможне для выполнения таможенных формальностей при импорте или экспорте товаров. Декларация представляется таможне в установленный законодательством срок, который колеблется от одного дня до двух недель, считая со дня прибытия товара на таможню Декларация содержит следующие данные: номер грузового документа, по которому товар принят на таможню (в портовых таможнях наименование судна, на котором прибыл товар); тарифное наименование товара или ссылка на соответствующую статью таможенного тарифа; цена и стоимость партии товара. В таможенной декларации дается также перечень прилагаемых к ней документов (счет, отгрузочная спецификация, сертификат о качестве и др.).

Некоторые страны допускают предъявление импортером или экспортером временной или предварительной декларации. Импортер подает предварительную декларацию в том случае, если к моменту прибытия груза на таможню он не имеет точных сведений о нем. После выгрузки товара и его осмотра импортер подает декларацию обычного типа. Экспортер подает предварительную декларацию при продаже товаров со склада, поставке транзитных товаров, товаров, в отношении которых предусмотрен возврат ранее уплаченных пошлин, товаров, подпадающих под действие различного рода ограничений, и др. Таможенная декларация имеет несколько форм в зависимости от того, облагается товар пошлиной или нет.

ДЕМЕРЕДЖ — денежное вознаграждение, уплачиваемое судовладельцу фрахтователем за простой судна под грузовыми операциями сверх времени, предусмотренного в договоре фрахтования судна. Ставка Д. устанавливается в виде определенной суммы, уплачиваемой за каждый день простоя, либо за одну peг. тонну вместимости судна в день.

ДЕМПИНГ — продажа товаров на внешнем рынке по «бросовым» ценам, т. е. по ценам ниже цены производства, а иногда и себестоимости соответствующих товаров внутри страны. По положению ст. VI Устава ГАТТ под демпингом понимается ситуация, когда «экспортная цена» товара, предназначенного на рынок, ниже «нормальной стоимости» аналогичного, имеющегося на рынке товара.

«Нормальная стоимость» товара может определяться несколькими способами: это сравнимая цена в обычных условиях торговли, устанавливаемая на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения. Цена должна быть очищена от всяких скидок, имеющих прямое отношение к рассматриваемой продаже при условии, что этого требует экспортер и предоставляет достаточные доказательства о скидке.

Различные скидки допустимы, если они непосредственно связаны с рассматриваемыми продажами и если представлены доказательства, подтверждающие, что скидки основаны на постоянной практике в течение предшествующего периода или на обязательстве соблюдать условия, требуемые для получения скидок. Если по каким-либо причинам аналогичный товар на рынке экспортирующей страны отсутствует, для сравнения выбирается «представительная цена» аналогичного товара на рынке третьей страны (законодательство требует брать наивысшую подобную цену) или его «сконструированная стоимость». Последняя включает как стоимость производства, так и сбытовые, административные и другие общие расходы.

Для стран предусматриваются особые критерии определения демпинга. Под предлогом трудностей в установлении внутренних цен этих стран Комиссия Европейских Сообществ сопоставляет экспортные цены на товары стран с ценами на аналогичную продукцию какой-либо третьей страны с рыночной экономикой или со сконструированной стоимостью товара. Допускается применение внутренней цены Сообщества.

Под экспортной ценой законодательство ЕЭС понимает цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товар, экспортированный в Сообщество. Экспортная цена должна быть очищена от всех налогов и скидок, связанных с осуществлением продаж.

Для определения величины демпинга («демпинговая разность») прибегают к сравнению уровней «нормальной стоимости» и экспортной цены. При этом также учитываются физические характеристики товаров, косвенные налоги, издержки обращения (транспортные расходы, страхование и т. д.), количество поставляемых товаров и условия продажи. Основной критерий демпинга— сравнение фактических экспортных и внутренних цен на товары в стране их экспорта.

ДЕМПИНГ ВАЛЮТНЫЙ — экспорт товаров по ценам ниже мировых, осуществляемый путем применения специальных пониженних валютных курсов, которые отражают внешнее обесценение валюты в размерах, превышающих обесценение денег на внутреннем рынке экспортирующей страны. При Д. в. экспортер, покупая товары на внутреннем рынке по относительно низким ценам, продает их на внешнем за устойчивую валюту и, обменивая ее на большее количество обесцененной национальной валюты, получает курсовую прибыль. Страны, страдающие от Д. в., прибегают для борьбы с ним к таким методам, как введение специальных антидемпинговых ввозных пошлин, валютных ограничений, лицензирование импорта и т. д.

ДЕПОЗИТ ГАРАНТИЙНЫЙ — сумма денег, представляющая собой обусловленную часть общей стоимости фьючерсного контракта или твердую сумму, которая должна быть уплачена членом биржи расчетной палате, а клиентами — брокеру, когда регистрируется контракт.

«ДОБРОВОЛЬНЫЕ» ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА — контингент на экспорт товаров в определенную страну или группу стран. Суть «Д». о. э. сводится к тому, что вместо введения импортных квот импортирующие страны требуют от стран-экспортеров введения ограничений на вывоз определенных товаров. Эти требования сопровождаются, как правило, угрозами введения ограничений на импорт этого товара. Впервые «Д». о. э. появились в Японии, а затем во второй половине XX в. и в странах Западной Европы в форме контингентов на экспорт в США некоторых товаров (текстиля, проката черных металлов, электроники и др.) и в настоящее время охватывают значительную номенклатуру товаров. Поводом для выдвижения требований о введении «Д». о. э. являются, как правило, заявления местных производителей, нередко утверждающих, что неограниченный ввоз того или иного товара из-за границы приводит к дезорганизации рынка или угрожает его дезорганизацией. На практике «Д». о. э. представляют собой те же импортные ограничения, но перенесенные с границ импортирующей страны на границы страны-экспортера. Они являются своеобразным компромиссом между конкурирующими монополиями, фиксирующим соотношение сил между ними, способствующим росту цен и прибылей, устанавливающим фактический раздел рынков между ними.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ - требуется при поставках оборудования и технических потребительских товаров длительного пользования и необходима для обеспечения их своевременной наладки и правильной эксплуатации. К технической документации относятся: паспорт, формуляры и описания изделий, инструкции но монтажу и эксплуатации, различные схемы, чертежи, ведомости запасных частей, инструмента, приспособлений и пр. Перечень необходимой технической документации содержится обычно в стандартных или технических условиях, являющихся неотъемлемой частью контракта. Техническая документация изготовляется на языке страны-покупателя или на другом языке по указанию покупателя. На товары серийного производства техническая документация должна изготавливаться обязательно типографским способом.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ ЕДИНИЦА (экю) — условная валютная единица, рассчитываемая на базе «корзины» из национальных валют стран — членов ЕЭС и представляющая собой одну из форм международных кредитных денег. Эквивалент одному экю в валютах стран-членов рассчитывается с учетом удельных весов отдельных валют в «корзине», которые в свою очередь определяются по специальной формуле, принимающей в расчет относительные масштабы национальных хозяйств стран ЕЭС. Официально экю введена в действие вместе с Европейской валютной системой в марте 1979 г. и служит общей мерой стоимости в механизме обменных курсов, основой для определения степени отклонения рыночного курса, индикатором при валютных интервенциях и кредитных операциях. Одна из важнейших причин возникновения экю — стремление ЕЭС ослабить негативное влияние доллара на валютно-кредитные отношения западноевропейских стран. В международных расчетах Советского Союза экю используется как валюта расчетов и как эталон стоимости при страховании от валютных рисков. С 1987 г Госбанк устанавливает курс экю в рублях.

ЗАКАЗ — коммерческий документ, в котором покупатель-импортер подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара, все существенные элементы, необходимые для заключения экспортной сделки

ИНДЕКСЫ ЦЕН — количественно выражают относительное изменение совокупного (среднего) уровня цен К ним относятся индексы цен заготовительных, оптовых, розничных; цен в государственной и кооперативной торговле; цен экспортных и импортных; цен продовольственных и непродовольственных товаров и т д.

ИНЖИНИРИНГ — предоставление инженерных услуг. К ним относятся различного рода консультации; услуги, связанные с разработкой проектов строительства, составлением схем, выбором оптимальных вариантов строительства объекта; с поставками машин, оборудования, а также материалов; пуском объекта в эксплуатацию, проведением изыскательских работ; разработкой технических и экономических обоснований; надзором за работой предприятия и т д. Они могут осуществляться продавцами лицензий, поставщиками машин и оборудования, а также специальными инженерно-консультационными фирмами, для которых выполнение подобных услуг является основным видом деятельности. Такого рода фирмы развивают свою деятельность чаще всего в новых отраслях промышленности, таких, как электроника, электротехника, химия, нефтехимия, машиностроение, а также в строительстве.

ИНКАССО — одна из форм расчетов во внешней торговле, в соответствии с которой банк принимает на себя обязательство получить для клиента (поставщика, экспортера) платежи от импортера- (покупателя). Различают «чистое инкассо» — получение платежа по различного рода платежным документам (векселям, чекам), а также «документарное инкассо» — получение платежа против передачи покупателю товарных документов.

КВИТАНЦИЯ СКЛАДСКАЯ выдается складским предприятием владельцу груза в качестве расписки за принятые на хранение грузы на определенный срок за установленную плату. Складская квитанция удостоверяет, что товары, упомянутые в ней, приняты на хранение, занесены в складскую книгу и подлежат выдаче либо самому владельцу, либо лицу, указанному в передаточной надписи.

КВИТАНЦИЯ ТОВАРОСКЛАДОЧНАЯ выдается владельцем склада грузовладельцу в удостоверение принятия им груза на хранение. Однако в отличие от складской квитанции товароскладочная квитанция состоит из двух отделенных друг от друга частей: складочного и залогового свидетельства-варранта. Залоговое свидетельство используется для оформления получения ссуды в банке под залог товара, находящегося на складе. В этом случае на залоговом свидетельстве делается отметка о размере выданной суммы, сроке возврата ссуды, а также передаточная надпись на имя кредитора. Держатель варранта имеет право на товар в размере выданной ссуды. При возврате ссуды варрант передается держателю складочного свидетельства. Для получения от складского предприятия товара должны быть предъявлены одновременно залоговые и складочные свидетельства. Вариант—товарораспорядительный документ, с его передачей переходит право собственности на товар.

КЛИРИНГ — система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на зачете взаимных требований и обязательств. Впервые К. стал применяться в середине XVIII в., что было связано с нехваткой золота и развитием кредитных средств обращения. Внутри страны К. —это система безналичных расчетов между банками, осуществляемая через специально созданные расчетные палаты. В сфере международных расчетов К. осуществляется в форме соглашений Между государствами (клиринговые соглашения, валютный клиринг). Погашение взаимной задолженности может быть предусмотрено товарными поставками (клиринг с неконвертируемым сальдо) либо путем платежей в золоте или свободно конвертируемой валюте.

КОВЕРНОТ — документ, выдаваемый страховщиком (страховым маклером, агентом) для извещения страхователя о том, что его инструкции по страхованию выполнены, или в удостоверение совершенного агентом страхования в пользу страхователя.

КОМПЕНСАЦИОННАЯ СДЕЛКА — взаимная поставка товаров или взаимное удовлетворение интересов контрагентов в любой другой форме. В отличие от обыкновенной экспортно-импортной сделки, предусматривающей обмен товаров на обусловленный денежный эквивалент, при К с. происходит обмен товаров определенной стоимости на другие товары или услуги. Компенсационный договор, лежащий в основе К. с., может предусматривать частичное денежное покрытие приобретаемых товаров, что отличает К. с. от обычной товарообменной (бартерной) сделки, при которой между сторонами происходит взаимная поставка товаров без использования какой-либо другой формы удовлетворения интересов сторон. К. с. осуществляется экспортно-импортными фирмами двух или нескольких стран с более или менее широким привлечением национальных поставщиков.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ — относительная характеристика товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности.

К. определяет возможность сбыта данного товара на конкретном рынке, где осуществляется продажа аналогичных по виду удовлетворяемой потребности товаров, являющихся его конкурентами. От К. зависит пропорция, в которой распределяется общий объем продаж рассматриваемого товара и его конкурентов.

КОНОСАМЕНТ — документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем. К. выполняет три основные функции: удостоверяет принятие судовладельцем (перевозчиком) груза к перевозке; является товарораспорядительным документом; свидетельствует о заключении договора перевозки груза морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против представления документа.

Выполняя первую функцию, К. представляет собой расписку судовладельца или его уполномоченного, удостоверяющую, что определенные товары в указанном количестве и состоянии погружены на судно для перевозки к условленному месту или что товары приняты под охрану судовладельца в целях перевозки. На К обязательно должно содержаться указание судоходной компании «груз на борту» пли «груз погружен» либо указание «груз принят к погрузке».

Вторая функция К. — давать право владельцу оригинала распоряжаться грузом—делает его товарораспорядительным документом. Это означает, что лишь лицо, указанное в К. или обладающее К. на предъявителя, вправе потребовать от судовладельца выдачи товара, обозначенного в К.

Третья функция — его способность выступать единственным доказательством наличия договора морской перевозки между грузоотправителем и судовладельцем. Эту функцию К. выполняет при перевозках товаров на судах регулярных линий или при поставке грузов отдельными партиями, недостаточными по своим размерам для использования всего судна или его части. Если же под груз фрахтуется целое судно или его часть, договор морской перевозки оформляется так называемой чартер-партией (или чартером). В этом случае К. выполняет лишь первые две функции — служит распиской в получении груза и перевозке и товарораспорядительным документом.

К. содержит сведения о названии судна и его владельца; тоннаже судна; наименовании портов погрузки и выгрузки; сумме фрахта с указанием, где производится оплата фрахта—в порту погрузки или в порту назначения; числе выданных экземпляров К. Он подписывается капитаном судна или пароходным агентом. Обычно К. представляет собой напечатанный типографским способом документ, в который вписываются вышеперечисленные данные.

КОНСУЛЬСКАЯ ФАКТУРА, или консульский инвойс, представляет собой документ, в котором консул страны назначения товара, находящийся в стране экспортера, свидетельствует цену товара и стоимость всей партии товара. В большинстве стран К. ф. составляются на утвержденных бланках экспортерами и заверяются консулом страны импортера. Предоставление К. ф. обязательно в тех странах, где импортные товары облагаются адвалорными пошлинами (с цены товара).

КОНТРАКТ КУПЛИ-ПРОДАЖИ — коммерческий документ, представляющий собой договор поставки товара и, если необходимо, сопутствующих услуг, согласованный и подписанный импортером И экспортером.

КОНТРАКТ ТИПОВОЙ — примерный договор или ряд унифицированных условий, изложенных в письменной форме, сформулированных заранее с учетом торговой практики или обыкновений и принятых договаривающимися сторонами, после того как они были согласованы с требованиями конкретной сделки.

КОНЪЮНКТУРА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ — результат взаимодействия различных факторов (экономических, социальных, природных), определяющих в каждый данный момент положение на конкретных мировых товарных рынках и обусловливающих направление, ход и исход коммерческой деятельности на этих рынках. Рыночная конъюнктура в значительной степени определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, тактику и стратегию, формы и методы выступления на рынке, политику ведения торговых переговоров, целесообразность принятия тех или иных практических решений, основные условия контракта купли-продажи, в том числе контрактную цену. К. м. т. р. в определенной мере обусловливает направленность и характер производственной, научно-исследовательской и опытно-конструкторской, патентно-лицензионной и другой деятельности в отраслях материального производства и в отдельных странах, связанных с соответствующими мировыми товарными рынками. Формирование и развитие рыночной конъюнктуры осуществляются в рамках определенного периода времени (месяц, квартал, полугодие, год, ряд лет). В связи с этим анализируют конъюнктурообразующие факторы краткосрочного (1—2 года) действия, среднесрочные и долгосрочные факторы и тенденции развития конъюнктуры. При прогнозировании рыночной конъюнктуры обычно используются только те конъюнктурообразующие факторы, от проявления которых в наибольшей мере зависит се будущее развитие. Это так называемые конъюнктурные симптомы, совокупность которых составляет конъюнктурную симптоматику. Так как рыночная конъюнктура обычно не изменяется неожиданно, то о надвигающихся изменениях именно и предостерегает конъюнктурная симптоматика, которая специфична для каждого конкретного мирового товарного рынка.

В деловых кругах  стран термин «рыночная конъюнктура» получил различное распространение. Он широко употребляется в Германии и Австрии в смысле положения на рынке, во Франции —в смысле стечения обстоятельств на рынке, а также в Италии, в Скандинавских и многих других странах в том же смысле. В англоязычных странах термин «рыночная конъюнктура» практически не употребляется. Предпочтение отдается терминам «рынок», «исследование рынка» и «состояние (условия) рынка».

KOPHFP действия группы фирм (одной фирмы) или лиц по созданию нехватки товара на рынке путем скупки биржевых контрактов и реального товара с определенным сроком поставки. В результате ранее продавшие биржевые контракты в состоянии выполнить свои обязательства, только откупив контракты по заметно возросшим ценам у тех, кому они их продали. Они оказываются как бы загнанными в угол.

ЛИЗИНГ — предоставление в аренду иностранными фирмами оборудования, судов, самолетов и т. д. сроком до 15 и более лет без перехода права собственности. Финансированием лизинга занимаются специальные лизинговые компании, которые закупают оборудование, чтобы сдать его в аренду, т. е. выполняют роль финансовых посредников между производителем оборудования и его арендатором.

ЛИЦЕНЗИЯ — 1) разрешение на осуществление внешнеторговых операций (различают экспортные и импортные Л.), которое выдается компетентным государственным органом (например, Министерство внешних экономических связей). Л. — одна из форм государственного контроля за экспортом и импортом товаров, а также за расходованием иностранной валюты. Экспортные и импортные лицензии выдаются на основе заявлений соответствующего экспортера или импортера. Заявление оформляется на специальном бланке, обычно состоящем из двух частей: самого заявления и лицензии. Заявление подается за определенный срок до предполагаемой отгрузки или получения товара. Если Л. предоставлена, то на второй части заявления ставится штамп учреждения, выдающего Л., и она возвращается заявителю. В Л. указывается название страны, куда экспортируется или откуда импортируется товар; цена фоб каждой позиции; срок готовности товара к отгрузке или срок его прибытия. Л. предоставляется на определенный срок, по истечении которого в случае неиспользования она теряет силу. 2) Разрешение на использование изобретений и других результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Л. предоставляются на основании лицензионного соглашения либо судебного или административного решения компетентного государственного органа. Чаще Л. выдаются на изобретения, охраняемые патентами, но существуют и так называемые беспатентные Л. Основные виды Л.: а) простая, при которой лицензиар (владелец патента) разрешает лицензиату (получателю лицензии) использовать изобретение в рамках, определенных условиями соглашения, но оставляет за собой право применять его на той же территории и предоставлять на него лицензии другим лицам; б) исключительная, по которой лицензиар отказывается от самостоятельного применения изобретения на данной территории и предоставления лицензии третьим лицам; в) полная разрешает использовать все основанные на патенте права в течение всего срока действия патента.

ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ — договор, в соответствии с которым владелец патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование в определенных пределах своих патентных прав. Объектом Л. с. могут быть также секреты производства и технический опыт («ноу-хау»), а также промышленные образцы, товарные знаки. Часто в основе Л. с. лежит не один патент, а несколько связанных между собой блок-патентов. Лицензирование—одна из самых прибыльных внешнеэкономических операций. В Л. с. определяются виды лицензий. Время действия Л. с. определяется как характером изобретения и сферой его применения, так и сроком действия патента, на основе которого выдается лицензия. Абсолютное большинство Л. с. носит возмездный характер: за пользование лицензией лицензиат обязан уплачивать лицензионное вознаграждение лицензиару. Различаются две его основные формы: в виде заранее оговоренной суммы (паушальные платежи) вне зависимости от прибыли за использование лицензии и периодических процентных отчислений (роялти). Первые обычно применяются по отношению к малоизвестным и маломощным в экономическом отношении фирмам. Размер паушального платежа, как правило, меньше, чем сумма периодических процентных отчислений. В качестве базы исчисления роялти берутся: величина прибыли (предварительно скалькулированная или реальная); сбор с единицы произведенной по лицензии продукции; с установленной мощности запатентованного изобретения.

Л. с. подлежит утверждению в государственных органах, что, как правило, имеет целью ограничить размеры лицензионных вознаграждений путем обложения значительными (до 50%) налогами.

ЛОТ, ПАРТИЯ — стандартная по количеству и качеству партия товара; один контракт на бирже; любая группа товара, предлагаемого на продажу как одно целое.

ЛЮМПСУМ — провозная плата, взимаемая аккордно за все судно в зависимости от количества перевозимого груза.

МАКЛЕР — биржевой делец, который покупает и продает за свой счет.

МАРЖА — термин, применяемый в банковской, биржевой, торговой и страховой практике для обозначения разницы между процентными ставками, курсами ценных бумаг, ценами товаров, другими показателями. В банковской терминологии М. (или спрэд) означает разницу между: ставками по привлекаемым и предоставляемым кредитам; ставками по кредитам различным категориям заемщиков; суммой обеспечении, под которое предоставлен кредит, и суммой выданного кредита и др. В биржевой торговле М. — сумма денег, выплачиваемых расчетной палате брокером или брокеру клиентами для покрытия неблагоприятных колебаний в стоимости фьючерсного контракта после его регистрации; согласованный лимит, при превышении которого прибыли или убыток могут не выдаваться.

МАРКЕТИНГ—совокупность организационно-технических и коммерческих функций предприятия по изучению рынка, производству продукции с учетом рыночного спроса и продвижению товаров потребителю. К основным функциям М. относятся: комплексное изучение рынка, планирование товарного ассортимента, политики цен, реклама и стимулирование сбыта, управление сбытом и послепродажным обслуживанием. Эти принципы и функции М. придают ту или иную направленность маркетинговой деятельности, которая имеет особенности в зависимости от масштабов производства, характера производимого товара или рынка сбыта. Так, М. товаров массового спроса имеет известные отличия от М. товаров производственного назначения, а экспортный М. фирм, ориентирующих свою продукцию в основном на внутренний рынок, отличается от международного М. ТНК. располагающих разветвленной сетью производственных и сбытовых органов по всему миру.

МАРКИРОВКА — условные обозначения и данные, наносимые на упаковку грузовых мест. Различается товарная, отправительская, специальная и транспортная М. В зависимости от условий договора купли-продажи М. обычно содержит следующие данные:

а) товарная — наименование товара, заводскую марку, номера заказа и наряда, сорт, время выпуска;

б) отправительская — пункты отправления и назначения, наименование отправителей и получателей, общее число мест, масса брутто и нетто;

в) специальная — предупредительные надписи и знаки, предписывающие способ обращения с товаром при его хранении, перегрузке и перевозке;

г) транспортная — число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу, и порядковый номер грузового места в партии.

Отправительская, товарная и специальная М. наносится грузоотправителем, транспортная — перевозчиком или его агентом.

МЕДВЕДЬ—спекулянт, который, полагая, что цены скоро снизятся, продает контракты. Термин распространяется также и на всех тех, кто считает, что цены снизятся.

НАИБОЛЬШЕЕ БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЕ — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет другому такие же благоприятные условия, какими пользуется или будет пользоваться в дальнейшем третье государство на территории первого. Обычно режим Н. б. практикуется в межгосударственных торгово-договорных отношениях. Включенные в торговые договоры и соглашения оговорки о Н. б. могут относиться к торговле, мореплаванию, правовому положению юридических и физических лиц, ввозу и вывозу товаров, таможенным пошлинам и т. д.

НАКЛАДНАЯ — документ, применяемый при железнодорожных и речных перевозках, а также при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом водном сообщениях. Н. заполняется грузоотправителем и содержит следующие реквизиты: наименование и адрес отправителей и получателей грузов и их банковские реквизиты; пункты отправления, назначения и перевалки; полное и точное наименование груза, количество мест, масса и объем груза, маркировка груза, а также наименование железной дороги, если конечным пунктом назначения является железнодорожная станция.

НАКЛАДНАЯ АВИАГРУЗОВАЯ — документ, выписываемый грузоотправителем или от его имени и подтверждающий наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком (перевозчиками) о перевозке грузов по (авиа) линиям перевозчика (перевозчиков). Авианакладная заполняется грузоотправителем в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товарами. Первый экземпляр носит пометку «для перевозчика» и подписывается грузоотправителем; второй экземпляр носит пометку «для получателя» и подписывается грузоотправителем и перевозчиком и следует с товарами; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается грузоотправителю после того, как товар принят. В накладной указываются наименование аэропортов отправления и прибытия, прилагаемые к накладной документы, объявленная ценность, сумма платежа за перевозку, .дата составления накладной и др. Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Она выполняет лишь функцию доказательства заключения договора перевозки, принятия товаров к перевозке и условий перевозки. Довольно часто авианакладная используется как таможенная декларация, в которой содержится подробное описание груза.

НАКЛАДНАЯ АВТОДОРОЖНАЯ — транспортный документ, подтверждающий наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов (общий термин). В ней указывается дата отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, Наименование получателя, срок доставки и размер штрафа за задержку в доставке, стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем.

Кроме вышеперечисленных к транспортным документам относятся: речная или морская накладная, универсальный (многоотраслевой) транспортный документ, документ смешанной перевозки, документ комбинированной перевозки, извещение о возникновении препятствий к перевозке и др.

НАКЛАДНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ, или накладная международного сообщения и ее копия (дубликат),—транспортный документ при международных железнодорожных грузовых перевозках. Н. ж. является документальным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. Основные сведения, содержащиеся в Н. ж. — название станции назначения и пограничных станций, наименование груза, оплата за перевозку, объявленная ценность груза. Текст Н. ж. печатается на стандартных бланках обычно на двух языках. Н. ж. выписывается грузоотправителем или его экспедитором на имя грузополучателя. Перевозчик скрепляет договор перевозки, ставя штемпель на накладной и дубликате, который остается у грузоотправителя. Накладная не следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и др.

«НОУ-ХАУ» — разновидность научно-технических знаний, являющихся объектом международных сделок. В широком смысле «Н.-х.» — совокупность технических знаний, опыта, специальных навыков и секретов производства, необходимых для организации промышленного производства и внедрения изобретения в наиболее короткие сроки. Формы «Н.-х.» весьма разнообразны и включают техническую документацию (чертежи, схемы, инструкции и т. д.), образцы изделий, сведения коммерческого характера, данные об организации производства, подготовке персонала и иную информацию. Приобретение «Н.-х.» обычно осуществляется на основе международных лицензионных соглашений, предусматривающих не только передачу соответствующей документации иностранной фирме, но и организацию обучения работников, участие специалистов в налаживании производства. «Н.-х.» покупаются вместе с лицензиями на использование патентных прав, но иногда заключаются договоры, объектом которых является только «Н.-х.» (что происходит в том случае, если патенты, лежащие в основе новой продукции, прекратили свое действие). Специфическая особенность «Н.-х.» — необходимость сохранения коммерческой тайны. Наряду с патентами па изобретения, товарными знаками, авторскими правами «II.-х.» считается собственностью предприятия.

НОТИС, извещение о поставке, — уведомление, представляемое по установленной форме продавцом на фьючерсной бирже, для выражения его намерения поставить реальный товар во исполнение биржевого контракта. Различают извещение, которое может быть вновь предъявлено к поставке сразу после того, как покупатель отказался принять поставку и продал ранее купленный контракт, и извещение, которое покупатель обязан получить, и если он не хочет принимать поставку, то должен продать биржевой контракт и предъявить полученное по нему извещение.

ОПЦИОН (ВЫБОР) — право покупателя закупить на тех же условиях, что и по предыдущему контракту, дополнительное количество товара с указанием периода, в течение которого одна сторона должна уведомить другую о своем намерении воспользоваться своим правом.

Опцион на бирже —особый вид биржевых сделок с ограниченным по сравнению с обычными фьючерсными операциями риском. Договорное обязательство купить или продать определенный вид ценностей или финансовых прав по заранее установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода времени. В обмен на получение такого права покупатель, опциона уплачивает продавцу определенную сумму, называемую премией. Риск покупателя опциона ограничен этой премией, а риск продавца опциона снижается на величину полученной премии.

Опцион на покупку дает право, но не является обязанностью купить фьючерсный контракт, товар или иную ценность по данной цене. Используется при игре на повышение. Опцион на продажу дает право, но не является обязанностью продать фьючерсный контракт или иную ценность (кроме товара) по данной цене. Используется при игре на понижение.

ОТГРУЗОЧНОЕ ПОРУЧЕНИЕ — документ, который в зависимости от условий поставки выписывается грузоотправителем либо грузополучателем, содержит перечень операций, поручаемых экспедитору, и подробные инструкции по их выполнению. В поручении содержатся сведения: наименование и адрес отправителя с указанием, является ли он производителем; дата заказа с указанием, как заказ был оформлен, точная дата поставки; вид упаковки или указание, как упаковать; порядок оформления коносамента, железнодорожной накладной или авианакладной; размер страховой суммы; в случаях, когда грузополучатель открывает аккредитив в пользу грузоотправителя, экспедитору передается копия аккредитива с указанием всех данных, Необходимых для правильного выполнения отгрузки; условия поставки с указанием, какие расходы по доставке товара несет продавец и какие покупатель. К отгрузочному поручению обычно прилагаются копии.

ОФЕРТА (в коммерческой практике) — письменное предложение продавца, направленное возможному покупателю, о продаже партии товара на определенных продавцом условиях. Фирма или лицо, пославшее такое предложение, называется оферентом В международной торговой практике различают два вида оферты: твердую и свободную. Вид О. оформляется соответствующей надписью.

Твердая оферта — письменное предложение экспортера на продажу определенной партии товара, посланное оферентом одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого экспортер является связанным своим предложением и не Может сделать аналогичное предложение другому покупателю. Неполучение ответа от импортера в течение установленного в О. срока равносильно отказу импортера от заключения сделки на предложенных условиях и освобождает экспортера от сделанного им предложения. Поэтому, прежде чем послать твердое письменное предложение покупателю, экспортер часто согласовывает С ним заранее отдельные условия предстоящей сделки. Свободная О. делается одновременно на одну и ту же партию товара нескольким возможным покупателям. Она не устанавливает срок для ответа, поэтому не связывает оферента своим предложением. Согласие покупателя с условиями, изложенными в такой О., подтверждается его твердой контрофертой. Свободная О. в торговле машинами и оборудованием используется довольно редко, поскольку экспортеры не могут ориентироваться на свободный рынок, их производственная деятельность строится с учетом конкретного спроса.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЗАКАЗА — коммерческий документ, представляющий собой сообщение экспортера о принятии условий заказа без оговорок.

ПОЛИС — документ, выдаваемый страховщиком в удостоверение договора страхования и содержащий его условия, включая размер страховой премии и страховой суммы.

ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ—совокупность заказов, имеющихся у фирмы на определенную дату. П. з. по своим размерам (количеству и стоимости) дает возможность судить о загрузке производственных мощностей той или иной фирмы, ее месте на рынке соответствующего товара. Размер П. з. свидетельствует об уровне Технических возможностей данной фирмы и качестве выпускаемой продукции при прочих равных условиях. Все это позволяет Использовать данный показатель как один из важных факторов для анализа конъюнктуры мирового рынка соответствующего товара.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ составляется после проведения продавцом совместно с представителем покупателя (именуемым инспектором или приемщиком) полных испытании в заранее установленный день и час на предприятии продавца. П. и., который иногда называют сертификатом, содержит подробное изложение результатов испытаний с указанием, соответствует ли изготовленный товар условиям заказа. П. и. высылается заказчику немедленно после их проведения. Обычно на основе П. и. стороны подписывают приемо-сдаточный акт.

РАЗРЕШЕНИЕ НА ОТГРУЗКУ выдается представителем покупателя после проведения приемочных испытаний оборудования на предприятии поставщика с целью установить соответствие товара условиям заказа. Разрешение на отгрузку содержит сведения о дате поставки по контракту, дате готовности, дате проведения испытаний; указание о том, что данный товар может быть отправлен в определенную страну в соответствии с инструкциями представителя покупателя.

РАСПИСКА ДОКОВАЯ выдается управлением порта в удостоверение принятия товаров для отправки и помещения на портовый склад.

РАСПИСКА ШТУРМАНСКАЯ является удостоверением судовладельца в принятии товара к перевозке. Она выписывается помощником капитана в подтверждение получения конкретной партии на борт судна, описывает видимое состояние товаров, позволяет перевозчику выдать коносамент. В ней отражаются результаты проверки, проводимой контролерами судовладельца при приеме товара для погрузки или во время погрузки. Штурманская расписка выдается грузоотправителю, пока не готов коносамент, или при поставке товара «вдоль борта судна». Штурманская расписка не является товарораспорядительным документом, поэтому судовладелец может выдать коносамент, не настаивая на возвращении ему штурманской расписки.

РЕНТИНГ — краткосрочная аренда машин и оборудования без права их последующего приобретения арендатором. Арендная плата по рейтингу выше, чем по лизингу.

РЫНОК РЕАЛЬНОГО ТОВАРА — рынок, на котором ведется торговля реальным товаром в противоположность фьючерсной бирже. На Р. р. т. заключаются как сделки с немедленной поставкой («спот»), так и с поставкой на срок, в будущем. Формы организации Р. р. т. включают в том числе аукционы, долгосрочные контракты, «телефонно-телексный» рынок, разовые сделки, тендеры, биржи реального товара и т. д.

РЫНОК ФЬЮЧЕРСНЫЙ — 1) рынок определенного товара или вида ценностей, на котором осуществляется торговля фьючерсными контрактами. Как правило, на каждой бирже имеется несколько фьючерсных рынков; 2) термин, употребляемый для обозначения фьючерсной торговли в противоположность рынку реального товара.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРОИСХОЖДЕНИИ — документ, выдаваемый компетентным органом в стране экспортера и удостоверяющий происхождение товара. Такой документ обязателен при импорте в том случае, если с происхождением товара, декларированного на таможне, связано предоставление привилегированного режима: льготного тарифа, скидок с общего тарифа, беспошлинного ввоза, освобождения от дополнительного обложения и др. В С. о п. сырьевых товаров требуется указание места добычи, а полуфабрикатов и изделий — страны производства. С. о п. выдаются торговыми палатами, таможнями, союзами предпринимателей стран-экспортеров. Иногда требуется, чтобы С. о п. было заверено консулом. Эта операция носит название консульской легализации. Обычно консул заверяет лишь подпись лица, выдающего свидетельство.

СДЕЛКИ ФОРВАРДНЫЕ срочные валютные операции, при которых стороны договариваются о продаже/покупке обусловленной суммы валюты с поставкой через определенный срок (1, 3, 6 или 12 месяцев) после заключения сделки по курсу, зафиксированному в момент ее заключения. С марта 1988 г. Внешэкономбанк заключает С. ф. с и предприятиями и организациями.

СЕРТИФИКАТ — документ, удостоверяющий тот или иной факт. Во внешней торговле существуют различные виды С.: а) С. качества — документ, выдаваемый компетентными органами и удостоверяющий качество товара; б) С. происхождения—документ, подписанный таможенным лицом страны-экспортера, указывающий, из какой именно страны экспортируется товар; в) страховой С. — документ, содержащий условия страхового договора и заменяющий страховой полис.

СЕРТИФИКАТ КАЧЕСТВА — свидетельство, удостоверяющее качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям контракта. В нем дается характеристика товара либо подтверждается соответствие качества товара определенным стандартам или техническим условиям заказа. С. к. выдается соответствующими компетентными организациями, государственными органами, торговыми палатами, специальными лабораториями как в стране экспорта, так и в стране импорта. Иногда стороны договариваются о предоставлении сертификатов различных контрольных и проверочных учреждений, институтов, палат мер и весов и других организаций. С. к. может выдавать (в соответствии с условиями контракта) и фирма-изготовитель.

СКВ (свободно конвертируемая валюта) —валюта государства, в законодательстве которого отсутствуют валютные ограничения, благодаря чему национальные денежные единицы могут быть беспрепятственно и в любом количестве обменены на любую другую валюту.

СПЕКУЛЯЦИЯ — 1) Сделки на бирже, совершаемые с единственной целью извлечения прибыли из колебаний цен. 2) Противоположное хеджированию. Хеджирование влечет за собой сбалансирование между рынком реального товара и биржей; любое нарушение баланса между двумя рынками является спекулятивным. Таким образом, возможно применение термина «спекуляция» в смысле воздержания от хеджирования.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ (СДР) — международные счетные и резервные средства. Были выпущены в соответствии с решением (1969 г.) Международного валютного фонда (МВФ) в целях создания механизма регулирования международной ликвидности, не зависящего от экономической политики и состояния платежного баланса отдельных государств. СДР не имеют собственной стоимости, их стоимость определяется через рыночную стоимость пяти валют и меняется в зависимости от их курсовых соотношений. СДР существуют в виде записей На специальных счетах стран в МВФ. Используются в межгосударственных расчетах путем санкционированного МВФ обмена на национальные валюты стран — участниц соглашения о СДР, а также в коммерческих контрактах для «индексирования» товарных цен и в кредитных соглашениях в качестве мультивалютной оговорки в целях уменьшения риска потерь от изменения курса валют. — не член МВФ, соответственно не может использовать конверсию СДР в свободно конвертируемые валюты для урегулирования платежных отношений с зарубежными странами. В международных расчетах Советского Союза СДР используются как эталон стоимости при страховании от валютных рисков.

СПЕЦИФИКАЦИЯ содержит перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию, с указанием места, количества и рода каждого товара. Спецификация обычно дополняет счет на поставку товаров разных сортов и наименований.

СТИВИДОР — фирма, осуществляющая погрузку и выгрузку судов. С. нанимает фрахтователь пли судовладелец. В последней случае стоимость стивидорных работ включается во фрахтовую ставку.

СТРАХОВАНИЕ—система обеспечения интересов юридических или физических лиц в случае возникновения рисков, утраты материaльныx ценностей. Морское С. обеспечивает интересы ужастиков перевозки, страхуя их от рисков, которым подвергаются судно, груз и фрахт. При заключении договора С. страхователь объявляет сумму, на которую он страхует соответствующий груз или объект (страховая сумма).

СТРАХОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ГРУЗОВ осуществляется для возмещения убытков от гибели или повреждения при перемещении товара от места отправления до места назначения Во внешней торговле С. э.-и. г. является обязательным и оформляется в зависимости от условий контракта купли-продажи продавцом (отправителем) товара или его покупателем (получателем). Договоры транспортного С. э.-и. г. обычно заключаются на основе одного из трех типовых условий, которые известны под следующими названиями: «С ответственностью за все риски»; «С ответственностью за частную аварию»; «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». Застрахован может быть не только сам груз, но и ожидаемая прибыль и комиссия, провозная плата и другие расходы, связанные с перевозкой грузов. Возмещению подлежат убытки, понесенные в процессе перевозки

СТРАХОВОЙ ПОЛИС - выдаваемый страховщиком документ, подтверждающий договор страхования и содержащий условия заключенного договора, в котором страховщик обязуется за конкретную плату возместить страхователю убытки, связанные с рисками и несчастными случаями, указанными в договоре. С. п. выдается страховым обществом страхователю после уплаты им страховой премии. С. п. бывают различных видов и носят разные наименования в зависимости от порядка оформления страхования и характера риска. Так, по рейсовому полису объект страхования страхуется на все время перевозки от одного пункта до другого. По полису на срок объект страхуется на определенный период времени. По смешанному полису объект страхуется как на определенный рейс, так и на определенный срок. Рейсовый страховой полис оформляется на бланках страхового общества и подписывается страховщиком и страхователем или его экспедитором в порту отгрузки товаров. Рейсовый страховой полис содержит следующие основные данные: наименование страхователя, условия страхования; размер страховой суммы (т. е. размер возмещения, уплачиваемого страховщиком в случае гибели или повреждения застрахованного товара); размер страховой премии, вносимой страхователем в качестве оплаты за страхование.

Генеральный полис представляет собой договор длительного характера между страхователем и страховщиком. В нем указывается срок по действия, объем и пределы ответственности страховщика, сроки платежа страховой премии и прочие специальный условия и оговорки.

СТРАХОВОЙ СЕРТИФИКАТ — документ, выдаваемый страховым обществом страхователю, удостоверяющий, что страхование произведено и что полис выдан. Такой сертификат на конкретный груз используется в том случае, если товары застрахованы в соответствии с условиями генерального полиса; по требованию страхователя он может обмениваться на страховой полис, поскольку во многих странах законодательство признает в качестве судебного законодательства только страховой полис.

СЧЕТ — расчетный документ. По выполняемым функциям счета можно подразделить на следующие виды: счет-фактура, счет-спецификация и предварительный счет,

СЧЕТ-ФАКТУРА выписывается обычно после окончательной приемки товара покупателем. Кроме своего основного назначения как документа, указывающего сумму причитающегося за товар платежа, С.-ф. может быть использован в качестве накладной, направляемой с товаром. По требованию таможенных органов во многих странах С.-ф. выписывается на установленных бланках, такие счета одновременно служат и сертификатом о происхождении товара или сочетаются с ним .

СЧЕТ-СПЕЦИФИКАЦИЯ объединяет реквизиты счета и спецификации. В нем указывается цена за единицу товара по видам и сортам, общая стоимость всей партии товара. Выписывается в тех случаях, когда партия содержит разные по ассортименту товары. Иногда его называют специфицированным счетом.

 СЧЕТ ОТКРЫТЫЙ — одна из форм расчетов во внешней торговле, при которой экспортер направляет в адрес иностранного покупателя товар и товарные документы, оплату которых импортер осуществляет в течение обусловленного в контракте срока. Если срок оплаты превышает месяц, С. о. рассматривают не как форму наличного платежа, а как расчет в кредит. С. о. —самая невыгодная для экспортера форма расчетов (для импортера наоборот)

СЧЕТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ выписывается в тех случаях, когда приемка товара производится в стране назначения или при частичных поставках. Он содержит сведения о количестве и стоимости партии товара и подлежит оплате. После приемки товара или поставки всей партии продавец выписывает счет фактуру, по которому производится окончательный расчет. Количественная характеристика товара отражается в специальных коммерческих документах: спецификации, технической документации, упаковочном листе.

ТОРГИ (ТЕНДЕРЫ) — одна из распространенных форм торговли, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками, Для организации торгов создаются тендерные комитеты. В их состав входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации, а также покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги. Председателями тендерных комитетов обычно назначаются руководители организаций, производящих закупки.

УПАКОВОЧНЫЙ ЛИСТ содержит перечень всех видов и сортов товара, находящихся в каждом товарном месте (ящике, коробке, контейнере). У. л. необходим обычно в тех случаях, когда в одной упаковке содержатся разные по ассортименту товары. Он помещается в упаковке так, чтобы покупатель мог его легко обнаружить, либо кладется в специально приспособленный карману внешней стороны упаковки. У. л. содержит следующие данные: количество каждого copтa (число штук в упаковке); номер упаковки (места).

У. л. используется в качестве дополнения к счету-фактуре в том случае, когда отправляется большое количество наименований товаров или когда количество, вес или содержимое каждого индивидуального места различны. У. л. следует отличать от контейнерного погрузочного сертификата, который используется в других целях. У. л. и счет-фактура имеют практически одинаковое содержание, отличие состоит лишь в том, что в У л. не указываются цены.

У. л. может иметь форму комплектовочной ведомости. Комплектовочная ведомость обычно содержит перечень деталей, узлов, агрегатов целой машины, упакованных в нескольких товарных местах, с описанием содержания каждого места. Комплектовочная ведомость имеет обозначение в виде дроби, в числителе которой указывается порядковый номер отгруженной партии, а и знаменателе — число мест в данной партии. Составляется комплектовочная ведомость предприятием-изготовителем до отгрузки всей партии товара.

Качественная характеристика товаров отражается в сертификате о качестве, гарантийном обязательстве, протоколе испытаний, разрешении на отгрузку.

ФРАХТ — плата за перевозку грузов морем. Ф. оговаривается при заключении чартера либо исчисляется на основе тарифа. Ф. оплачивается в зависимости от единицы массы или объема либо в виде общей суммы за перевозку (люмпсум). Право на получение Ф. имеет судовладелец после выполнения обязательств по договору фрахтования. В линейном судоходстве при перевозке особо ценных грузов Ф. взимается не за единицу массы или объема, а в определенном проценте от стоимости груза.

ФРАХТОВАЯ СТАВКА — цена морской перевозки единицы груза. Размер Ф. с. зависит от характера груза, условий рейса и конъюнктуры фрахтового рынка.

Фрахтовый рынок — сфера обращений транспортной продукций. Имеется открытый Ф. р., где цена морской перевозки имеет характер мировой цены, свободно складывающейся под влиянием колебаний спроса и предложения, в настоящее время на его долю приходится не более 10—15% объема международных конских перевозок. Остальное количество грузов перевозится на так называемых закрытых Ф. р. флотом, принадлежащим крупным торгово-промышленным монополиям, либо тоннажем, огражденным от воздействий открытого рынка специальными государственными актами, и т. п.

ХЕДЖИРОВАНИЕ — термин, используемый в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов предотвращения курсовых потерь (страхования валютного риска путем Создания встречных требований и обязательств в иностранкой валюте). Наиболее распространенный вид хеджирования — заключение срочных (форвардных) валютных сделок.

ЦЕНА КОНТРАКТА — цена, устанавливаемая в контракте, выраженная в валюте страны экспортера, импортера или в валюте третьей страны. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.

Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия. Подвижная цена фиксируется при заключении контракта, может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цепа данного товара к моменту его поставки изменится.

Скользящая цена — это цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта. Если контрактом предусматриваются частичные поставки, то скользящая цена рассчитывается на каждую поставку.

ЦЕНА МИРОВАЯ — денежное выражение интернациональной (мировой) цены производства, складывающейся на мировом рынке. Под влиянием конкуренции капиталов сначала уравниваются нормы прибыли внутри той или иной страны и возникают национальные цепы производства, затем из национальных цен производства отдельных стран, вывозящих на мировые ринки одинаковые или сходные товары, образуется интернациональная цена производства, лежащая в основе Ц. м. Для современного капитализма характерна множественность цен, заключающаяся в том, что по одному и тому же товару действует ряд различных по своему уровню цен. Это вызвано, во-первых, политикой монополий, устанавливающих систему цен, дифференцированных по рынкам и категориям покупателей, во-вторых, государственно-монополистическими мероприятиями — торговой и валютной политикой, а также некоммерческими и другими специальными операциями, осуществляемыми правительственными организациями. Существенную роль в появлении множественности цен играет протекционизм: таможенные и другие барьеры, особые торгово-политические и валютные зоны приводят к дифференциации цен на одни и те же товары в мировой торговле. Если по одним сырьевым товарам Ц. м. определяются уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, по другим—ценами бирж, аукционов и других крупных центров международной торговли, то при определении цен готовых изделий решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные их типы и виды. Различают следующие виды Ц. м.: по коммерческим сделкам с платежом в свободно конвертируемой валюте; по коммерческим сделкам с платежом в несвободно конвертируемой валюте; по клиринговым соглашениям; по программам «помощи» и другим специальным операциям; трансфертные цены, по которым осуществляются внутрикорпорационные операции.

ЦЕНА НОМИНАЛЬНАЯ — 1) Цена товара, опубликованная в прейскурантах или справочниках. Во внешнеторговых операциях исчисление скидок, надбавок и накидок производится с Ц. н. в тех случаях, когда последняя принята при заключении сделки в качестве цены базисной.

2) Биржевая котировальная цена за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок.

ЦЕНА ОПТОВАЯ—цена за товар (услуги) при продаже его (их) крупными партиями (оптом) торговым и промышленным предприятиям, организациям в отличие от розничной цены, устанавливаемой при продаже товара и услуг индивидуальному потребителю. В международной торговле сделки, за редкими исключениями, представляют собой оптовые операции и совершаются по оптовым или более низким ценам. В  странах Ц. о. устанавливаются монополистическими объединениями. Ц. о., публикуемые в различных информационных источниках стран капиталистического мира, нельзя рассматривать как применимые к любым условиям, тем более что сообщаются они фирмами, заинтересованными в завышении цен (при экспорте товара) или, наоборот, в занижении цен (при импорте). Публикуемые для всеобщего сведения, они могут служить только для ориентировки.

ЦЕНА ПАРИТЕТНАЯ — форма государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию в США, заключающаяся в определении поддерживаемых государством уровней цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Поддерживаемые цены объявляются министерством сельского хозяйства США. Формула определения Ц. п. ориентируется на средние соотношения цен, складывающихся при обмене сельскохозяйственных товаров на товары и услуги, приобретаемые фермерами за предшествующее десятилетие. Ц. п. исчисляются по всем товарам США путем деления средней фермерской цены за предшествующий данному году десятилетний период на паритетный индекс, т. е. на отношение индекса цен, по которым фермеры в течение данного десятилетия реализуют сельскохозяйственную продукцию, к индексу цен, уплачиваемых в эти же годы за приобретаемые товары. В связи с высокими темпами роста цен на продукцию обрабатывающей промышленности, приобретаемую фермерами в обмен на сельскохозяйственные товары, Ц. п. систематически повышается.

ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ — рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца. Рыночная ситуация, при которой рыночная цена формируется как Ц. п., стимулирует расширение товарного предложения. Ухудшение условий конкуренции и перелива капиталов сопровождается понижением рыночной цены, приводит к сокращению товарного предложения.

ЦЕНА РЫНОЧНАЯ — денежное выражение стоимости товаров, реализуемых на рынке; фактическая цена, по которой осуществляется купля-продажа товаров. В  хозяйстве действует стихийный механизм формирования Ц. р. под влиянием различных факторов, которые отражают социально-экономическую специфику производства. Существенные особенности имеет Ц. р., применяемая при реализации продукции внутри монополий, в том числе международных, при поставках изделий в порядке кооперации. Это так называемая трансфертная (передаточная) цена, используемая для уклонения от налогообложения и являющаяся коммерческой тайной.

ЦЕНА СКОЛЬЗЯЩАЯ — установление цены товара, подлежащего поставке в будущем, в зависимости от условий, определенных договором. При наличии такой оговорки цена, указанная в договоре, не является окончательной. Обычно окончательная цена устанавливается на основе цены рыночной товара, которая будет существовать на определенную дату (например, на дату поставки). Порядок определения рыночной цены устанавливается договором (например, на основе котировки указанной в договоре биржи, по справочникам и другим публикациям).

ЦЕНА СПРАВОЧНАЯ — вид оптовой цены во внутренней и международной  торговле. Особым видом Ц. с. являются прейскурантные цены, т. е. цены, включаемые в прейскуранты фирм. Ц. с., будучи в большинстве случаев номинальной или же отражая уровень фактических цен уже заключенных сделок (за прошлую неделю, месяц), выступает для продавца и покупателя в виде исходного пункта при определении цены, фиксируемой в контракте. Ц. с. используется обычно при срочной купле-продаже небольших партий товаров. При крупномасштабных торговых операциях (реализации большого количества товаров) к Ц. с. применяется система скидок. Наиболее широко используется система скидок с Ц. с. при поставках готовых изделий, в особенности машин и оборудования. Ц. с. на товары, обращающиеся в международной  торговле, публикуются в изданиях фирм-экспортеров и специальных изданиях. Примером Ц. с., публикуемых в периодических изданиях ООН, являются данные о ценах на отдельные товары в «Monthly Bulletin of Statistics». По нефти Ц. с. публикуются в журналах «Petroleum Economist»; по химическим товарам — в «European Chemical News» и т. д. Данные о Ц. с. ряда товаров систематически публикуются в издании ВНИКИ МВЭС — Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ).

ЦЕНА УДЕЛЬНАЯ — средняя цена товарной единицы или единицы потребительной стоимости. Представляет собой статистический показатель движения цен в международной торговле, рассчитываемый на основе экономической информации, имеющейся в общих статистических источниках. Большинство этих источников не содержит конкретных цен на отдельные товары, а лишь данные о стоимости и количестве тех или иных изготовленных, проданных, вывезенных или ввезенных товаров. На основе этих данных исчисляются средние цены за ряд лет. В практике международной торговли чаще всего используются Ц. у., исчисленные по данным статистики внешней торговли, которые позволяют определить средние цены по экспорту и импорту. Они рассчитываются путем деления стоимости вывезенного или ввезенного за определенный период товара на его количество. Наиболее точную информацию дают годовые Ц. у., которые относятся к большому объему внешнеторговых операций. Из публикуемых Управлением статистики ООН 33 рядов экспортных цен 7 рядов Ц. у. составляются на базе внешнеторговой статистики. Динамика Ц. у. изучается с помощью индексов. К числу индексов цен в международной торговле, регулярно публикуемых ООН, относится исчисленный по данным статистики внешней торговли индекс экспортных цен на промышленные изделия 11 ведущих  стран, на которые приходится примерно 90% капиталистического экспорта готовых изделий. На базе официальных индексов этих стран статистика ООН подсчитывает соответствующие сводные индексы.

ЧАРТЕР—документ, удостоверяющий наличие и содержание договора фрахтования. В зависимости от видов фрахтовых сделок имеются рейсовый чартер, тайм-чартер, бэрбоут или димайз-чартер. Имеются стандартные формы Ч., разработанные для применения в перевозках определенных видов грузов.