Кожгалантерея

Категория: Одежда

История развития кожгалантерейных изделий

История развития кожгалантерейных изделий так же многообразна, как и история развития костюма, так как возникли они почти одновременно и изменяются на протяжении многих веков.

Изделия кожгалантереи — сумки, пояса и перчатки — неотъемлемые детали ансамбля одежды. Как и многое в быту человека, эти изделия помимо чисто утилитарной выполняют также и эстетическую функцию, являясь дополнением к костюму. Они, как обувь, головные уборы и ювелирные изделия, являются подчиненными деталями, выбор которых зависит прежде всего от костюма.

Кожгалантерейные изделия известны человечеству давно. Однако в специальной литературе им всегда уделялось гораздо меньше внимания, чем другим аксессуарам.

Сумки. Возникновение сумок было вызвано необходимостью переноски тяжестей при перемещении людей с одного места на другое. По-видимому, первоначально это были куски шкуры, привязанные к палке.

С развитием товарно-денежных отношений появились сумки-кошельки, которые вешали на шею, привязывали к поясу, носили в руках. Форма и размер сумки во многом определялись ее функциями и величиной шкуры животного, из которой ее изготовили.

Конструкция сумки целиком подчинялась утилитарным целям, а декор лишь подчеркивал ее функциональные особенности. Вышитые женские кошельки в виде мешочков были найдены еще в древнегреческих погребениях.

В Европе сумки начали использовать с XI в. Это были небольшие сумки-кошельки для мелких монет, получившие название монетниц. Эти сумки носили на поясе, и они были принадлежностью женского костюма. Купцы и менялы имели сумки в виде большого поясного кошеля. Роль сумки в костюме быстро менялась. В XV в. появились сумки мягких конструкций с вышивкой и сложными замками в виде элементов городской архитектуры.

Сумки, украшенные бисером, вышивкой шелком и золотой нитью, богато отделанные перламутром и драгоценными камнями, становятся предметом роскоши.

Разделение сумок по половозрастному признаку началось в XVI в. Различали сумки для пожилых, сумки для девушек, детские сумочки, женские и мужские сумки.

В XVIII в. появилась плоская женская сумочка, напоминавшая мешочек. Верх ее имел металлический запор или рамку. Сумочка украшалась вышивкой с изображением бытовых сцен.

Конструкция сумки в современном понимании появляется только в конце XIX — начале XX в. В этот период стали изготавливать сумки для различных сезонов. С этого времени можно говорить о смене моды. В XX в. модная одежда и аксессуары становятся более демократичными и, следовательно, доступными для всех слоев населения. Более того, происходит переход на промышленное изготовление аксессуаров. После Первой мировой войны, когда на многих промышленных предприятиях и в учреждениях наряду с мужчинами стали работать много женщин, удобная, практичная и недорогая сумка становится предметом, без которого нельзя представить себе работающую женщину.

Фабриканты изощряются в изобретении всевозможных видов сумок, но на протяжении почти сорока лет формируется наиболее устойчивый ее тип, который очень мало видоизменяется и всегда пользуется неизменным успехом.

В первое десятилетие XX в. для изготовления сумок часто использовали кожу редких животных: кенгуру, крокодила, змеи. С развитием химии (середина XX в.) в кожгалантерейном производстве начали применять заменители натуральной кожи — искусственные материалы, что позволило разнообразить внешний вид изделий и упростить многие технологические процессы.

Пояса. Первоначально пояса выполняли психологическую функцию, т.е. служили защитой от злых духов. Их носили даже там, где люди не носили одежды из-за жаркого климата (например, в Африке). Впоследствии пояс стал необходимым человеку для ношения различных предметов, поддержания одежды на теле, для украшения ее. В средние века пояс символизировал достоинство и супружескую верность, а также служил для ношения ключей, колокольчика, зеркала.

Перчатки. Как один из видов кожгалантереи перчатки были известны с древнейших времен. Еще в Древнем Египте жрецы во время совершения ритуальных обрядов надевали прототипы современных перчаток — наперстки из тонкой позолоченной кожи на каждый палец. Перчатки носили воины Древней Греции, они служили для защиты рук человека от грязи и колючек, были символом положения человека в обществе, а на севере защищали руки от холода. Изготавливали их из разных материалов (кожи, меха, тканей) и разной формы. Так, самые древние перчатки в южных странах закрывали лишь ладонь или пальцы. В северных районах перчатки имели форму мешочка, и только значительно позже выделился один палец (большой) и образовалась форма, подобная современным рукавицам. Постепенно для удобства в работе и быту стали отделять и другие пальцы, в результате чего перчатки приобрели современный вид.

В Древней Персии перчатки являлись частью парадной одежды и богато отделывались мехом и вышивкой. Нарядные перчатки носили также в Древней Греции. В Древнем Риме перчатками пользовались во время еды, чтобы не запачкать руки.

Уже в 790 г. монахи в монастырях изготавливали специальные перчатки, надеваемые при выполнении религиозных обрядов. Перчатки католических сановных лиц украшались золотом и жемчугом.

Во Франции и в Германии первоклассные мастера изготовляли перчатки для коронации. В XIII —XV вв. перчатки были необходимым атрибутом власти в Германии, Англии, во Франции. Перчатки выполняли и знаковую функцию. Брошенная перчатка служила вызовом рыцаря на поединок. Женскую перчатку рыцарь прикреплял к знамени во время турниров и военных походов. Перчатки делали из кожи ягненка, оленя и окрашивали в зеленый, красный, синий и серый цвета. Для соколиной охоты использовали рукавицу из кожи буйвола.

Начиная с XVI в. перчатки становятся неотъемлемой частью костюма. Лучшие перчатки изготовлялись в Испании. Уже тогда их шили из замши. Это были перчатки преимущественно желтого и белого цветов. Ношение белых перчаток считалось признаком хорошего тона. Представители наук при присвоении им высоких научных степеней награждались соответственно украшенными перчатками как символом их научных званий.

Основательницей перчаточного производства считают Францию. Промышленное производство перчаток в этой стране началось в XV в. Однако широкое развитие перчаточное производство получило после 1844 г., когда мастер Жувин ввел в перчаточное производство раскрой перчаток на прессах резаками.

В 1867 г. в Европе была изобретена машина для шитья перчаток. Тогда же во Франции было произведено уже 24 млн пар перчаток, в Германии — 20, в Чехии — 12, в Австрии — 3,2 млн пар.

В России перчатки впервые появились в XVI в. Изготовлением их (в основном из шерсти и шелка) занимались рукодельницы. Кожаные перчатки появились в России в XVIII в. Тогда же зародилось и перчаточное ремесло.

Войны последнего столетия, заметная милитаризация моды, эмансипация женщин заметно уменьшили, значение очень женственного аксессуара дамского туалета. Но в 1950-е гг. французские модельеры К.Диор и Н. Риччи вновь вернули перчатки во всех их возможных вариантах: длинные — для строго официальных торжественных приемов, короткие — для ежедневного ношения.

Современные перчатки состоят из платка, напалка и стрелок. Платок перчатки может быть цельным или состоять из двух частей — ладонной и тыльной. На ладонной стороне платка имеется вырез, называемый сердечком, для прикрепления напалка к платку. Стрелки создают объемную форму пальцам перчатки: у третьего и четвертого пальцев по две стрелки, у второго и пятого по одной. Часть перчатки, закрывающая запястье кисти, называется манжетой и служит для закрепления перчатки на руке. Манжета может иметь прямую или расширенную форму. Длина манжеты определяется назначением перчатки и модой.

Рукавицы, имеющие напалок и платок с сердечком, состоят из ладонной и тыльной частей.

К внутренним деталям перчаток и рукавиц относят подкладку под платок и напалок.

Классификация кожгалантерейных товаров

Кожгалантерейные изделия по назначению подразделяются на три группы: предметы туалета, принадлежности для документов и денег и дорожные принадлежности.

В Общероссийском классификаторе продукции ОКП-005 — 93 кожгалантерейные изделия находятся в 87-м классе — продукция промышленности искусственных кож и пленочных материалов, изделия кожгалантерейные и шорно-седельные из всех видов кож. Кожгалантерейные товары представлены в 8-м подклассе. Кроме кожгалантерейных товаров в этот подкласс входят спортивно-охотничьи товары: рюкзаки, чехлы, мячи и т.д.

Кожгалантерейные товары в ОКП объединены в группы по ассортиментному признаку: портфели — код 87 8100, сумки — код 87 8200, изделия мелкой кожгалантереи — код 87 8300, перчатки — код 87 8400, рукавицы — код 87 8500, ремни поясные — код 87 8600, изделия дорожные — код 87 8700, футляры разные — код 87 8800.

Стандартная классификация кожгалантерейных изделий, представленная в ГОСТ 4.484—87 «Изделия кожгалантерейные. Номенклатура показателей», в основном соответствует классификации по ОКП. Изделия объединены в 8 групп по назначению: сумки нарядные; сумки повседневные, женские, мужские, для учащихся, спортивные, пляжные; дорожные сумки и чемоданы; портфели и папки; ранцы и ученические портфели; перчатки и рукавицы; мелкая кожгалантерея; ремни.

ГОСТ 28455—90 «Изделия кожгалантерейные. Термины и определения» содержит перечень наименований кожгалантерейных изделий в алфавитном порядке.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД России), введенная в 2000 г., содержит данную группу изделий в разделе VIII «Необработанные шкуры и кожи (кожевенное сырье); кожа; натуральный мех и изделия из них; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумочки и аналогичные им товары; изделия из кишок животных (кроме кетгута из натурального шелка)», где кожгалантерейные изделия представлены следующими товарными позициями:

4202 — саквояжи, чемоданы, кейсы для деловых бумаг, портфели, футляры для очков, биноклей, фотоаппаратов, очков, музыкальных инструментов, ружей, кобура и аналогичные чехлы, сумки дорожные, рюкзаки, портмоне, кошельки, портсигары, кисеты, сумки для рабочего инструмента, футляры для режущих предметов и аналогичные изделия, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;

4203 — одежда и ее принадлежности из натуральной или композиционной кожи; предметы одежды; перчатки, рукавицы, варежки, специально предназначенные для спортивных целей, защитные, прочие; пояса, ремни, портупеи и патронташи.

Таким образом, на основе всех представленных классификаций кожгалантерейные изделия можно классифицировать следующим образом:

изделия мелкой кожгалантереи;

портфели;

сумки;

чемоданы;

перчатки;

футляры;

ремни.

В то же время существуют товарные позиции, не включенные в некоторые классификации. Например, ТН ВЭД России не включает папки, в ГОСТ 28455—90 «Изделия кожгалантерейные. Термины и определения» нет терминов «саквояж» и «чехол».

Кроме того, представленные классификации имеют свои особенности. В ГОСТ 28455—90 «Изделия кожгалантерейные. Термины и определения» в алфавитном порядке представлены термины, относящиеся к кожгалантерейным изделиям, т.е. перечислены наименования кожгалантерейных изделий.

ОКП разделяет кожгалантерейные изделия на группы по конструктивным особенностям, содержит развернутый перечень по каждой группе.

ТН ВЭД России имеет более сложную структуру, чем другие классификаторы, перечисляет кожгалантерейные изделия в обобщенном виде, за исключением футляров и чехлов, которые рассматриваются подробнее, чем в других классификаторах.

Материалы, применяемые для изготовления кожгалантерейных товаров

Все применяемые для изготовления кожгалантерейных товаров материалы подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные материалы. К основным материалам относятся кожи — натуральные, искусственные и синтетические, натуральные меха, а также ткани и пленочные материалы. Они служат для изготовления деталей изделий.

Натуральные кожи для кожгалантерейных товаров изготавливают почти из всех видов кожевенного сырья, непригодного для производства обуви, в основном хромовым, комбинированным (хромсинтановым, реже хромсинтановотаннидным) и алюминиевым дублением. Барабанное крашение и современные методы отделки кож обеспечивают высокую устойчивость окраски к сухому и мокрому трению. Достаточно высокую водостойкость натуральным кожам придает использование анилиновой и полуанилиновой отделок, нитроэмульсионного и лакового покрытий.

Из кож хромового дубления используют опоек, выросток, полукожник, шевро, козлину, шеврет, свиные кожи. Эти кожи идут в первую очередь на изготовление сумок. Кожу применяют как для повседневных, так и нарядных сумок. Для нарядных сумок используют преимущественно опоек, велюр, лакированную кожу, нубук, для остальных видов сумок (повседневных, дорожных, молодежных) — свиную, для которой характерна более грубая лицевая поверхность, сильно выраженная специфическая мерея, большие толщина и плотность. Для улучшения внешнего вида свиные кожи подвергают облагораживанию — нанесению искусственной лицевой поверхности.

Велюр и нубук имеют шлифованную поверхность, при этом велюр шлифуют со стороны бахтармы, а нубук — с лицевой. Нубук имеет более низкий ворс.

Для изготовления ремней, наружных деталей сумок, ранцев, чемоданов используют шорно-седельные кожи, полученные из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней комбинированным дублением. Шорно-седельные кожи типа Л (для деталей людского снаряжения) выпускают натурального цвета или покрывного крашения, устойчивыми к действию воды за счет нитроэмульсионного покрытия, гладкими и нарезными.

Для сумок и поясов используют экзотические кожи — крокодиловую, кожу рептилий (змей, ящериц), птиц, например страуса, рыб, отдавая предпочтение коже угря. В последние годы возрос интерес к коже кенгуру, отличающейся оригинальным внешним видом.

Поскольку кожа рептилий и змей очень сложна в выделке и изготовление изделий из нее под силу только высококлассным мастерам, эти виды кож чаще всего имитируют. Для этого более дешевые кожи крупного рогатого скота подвергают тщательной выделке по традиционной схеме, а на конечной стадии обработки их прессуют, нанося характерную для редкого животного мерею, и, если это необходимо, лакируют. Получаемая имитация выглядит как натуральная, распознать которую достаточно трудно, кроме того, она более удобна в переработке, отличается износостойкостью, эластичностью, прочностью и стоит намного дешевле оригинальных.

Лаковые кожи с полиуретановым покрытием могут быть гладкими или нарезными, разных цветов, с перламутровым эффектом, эффектом «под серебро», «под золото». Их используют для сумок, поясов, мелкой кожаной галантереи.

Особые требования предъявляются к коже для перчаток, которую изготавливают из шкур коз, овец, конских передин, собак и свиней. Процессы обработки перед дублением интенсифицируются для повышения мягкости и тягучести кожи.

Кожи для перчаток с естественной лицевой поверхностью выпускают барабанного крашения с нанесением тонкого слоя покрывной краски на основе эмульсионных пленкообразователей. Нарядный внешний вид кож барабанного крашения достигается плюшеванием лицевой поверхности. Кожи для перчаток из шкур собак, ягнят, козлят получают не только хромовым, но и алюминиевым (лайка) и алюмохромовым дублением.

Исходя из условий носки изделий кожи для перчаток должны обладать высоким удлинением — не менее 45 % при напряжении 10 мПа, а также устойчивостью окраски к сухому и мокрому трению и морозостойкостью.

Лайковые кожи используют для изготовления перчаток и подкладки галантерейных изделий.

Мода последних лет предлагает использовать для изготовления сумок натуральный мех. Все Дома моды Европы предлагают модные сумки из меха коровы, пони, жеребенка. Эти меха могут быть стрижеными, иметь как однотонную окраску, так и расцветку под леопарда или фантазийную. Это достаточно дорогие материалы из-за особенности их выделки и отделки.

Поскольку для основного ассортимента кожгалантерейных изделий, кроме перчаток и поясов, гигиенические свойства несущественны, в производстве этих изделий широко используются искусственные и синтетические кожи, а также пленочные материалы.

Искусственные кожи экономичнее в производстве, обладают красивым внешним видом, достаточными эксплуатационными свойствами. Около 90 % кожгалантерейных изделий изготавливают из искусственных кож. Основная часть искусственных кож, (примерно 70 %) представлена винилискожами различных марок.

Одной из причин, обусловивших столь широкое применение для производства кожгалантерейных изделий винилискожи, является способность ее свариваться и подвергаться тиснению в поле ТВЧ. Искусственные кожи получают на тканевой основе. В галантерейном производстве используют следующие виды искусственных кож.

Винилискожа-Т галантерейная представляет собой хлопчатобумажную ткань (бязь, молескин) с монолитным тисненым покрытием. Ее используют для производства ученических портфелей, ранцев и чемоданов.

Винилискожа-Т галантерейная пористая и пористо-монолитная состоит из тонких хлопчатобумажных или вискозных тканей с пористым или пористо-монолитным покрытием, тиснением, печатным рисунком или лицевой отделкой. Применяют ее для дорожных и спортивных сумок.

Винилискожа-Т галантерейная лаковая имеет нанесенное на ткань многослойное блестящее или матовое покрытие с тиснением, печатью или отделкой. Применяют ее для ученических ранцев, чемоданов, поясов.

Винилискожа-Т «Мойдодыр» состоит из полушерстяной ткани и монолитного покрытия. Эта кожа используется для чемоданов, ранцев, хозяйственных и дорожных сумок.

Винилискожа-ТР галантерейная представляет собой трикотажное полотно с пористым или пористо-монолитным покрытием, которое может иметь полиуретановую отделку. Различные марки винилискожи-ТР галантерейной используют для изготовления сумок, портфелей, чемоданов, мелких галантерейных изделий, перчаток.

Отделочный слой ряда искусственных винилискож состоит из полиуретанов, что повышает сопротивление истиранию, улучшает внешний вид, увеличивает морозостойкость. К таким материалам относят винилуретанискожу-Т галантерейную, винилуретанискожу-ТР перчаточную и др.

Применяются также некоторые разновидности капровинилискожи с полиамидным покрытием для молодежных, спортивных, дорожных сумок.

В небольших количествах для чемоданов и поясных ремней используют синтетическую кожу традиционной структуры с гладкой, тисненой или ворсовой (под замшу) поверхностью.

В последнее время в производстве кожгалантерейных изделий применяют пленочные материалы. У них нет основы, они более легкие и дешевые, чем искусственные кожи. Выпускают пленочные материалы из поливинилхлорида, полиэтилена, полипропилена, полиамида, полистирола, полиэфира.

Наиболее приемлемы в производстве кожгалантерейных товаров полиамидные пленки, отличающиеся прозрачностью, прочностью, эластичностью.

Вспомогательные материалы. К вспомогательным материалам относятся подкладочные ткани, искусственный и натуральный меха, нитки, картоны, клеи, краски и полировочные материалы, а также фурнитура — замки, пряжки, кнопки, уголки и т.д. Они используются в качестве подкладки, прокладки, соединения и скрепления деталей, отделки изделий.

Для верха подкладки перчаток и сумок, подкладки ранцев, папок и других изделий используют текстильные материалы.

Для верха перчаток используют начесное полушерстяное трикотажное полотно, ткани из синтетических волокон; для верха сумок — хлопчатобумажные ткани: репс, шотландку, полудвунитку и др.; смешанные ткани: капровискозные, полиэфирно-вискозные, а также дублированные и прорезиненные; для нарядных сумок — парчу, бархат, вышитые шелковые полотна.

В качестве подкладочных тканей используют сатин, саржу, бязь, байку, ткани из синтетических нитей саржевого и атласного переплетений. Для перчаток в качестве подкладки применяют начесные трикотажные полотна, искусственный и натуральный мех, например мех кролика, козлика, ягнят мерлушечной группы.

В качестве материалов для соединения деталей наиболее часто используют нитки хлопчатобумажные № 10 — 50, полиамидные и полиэфирные № 34 в два, три, четыре и шесть сложений. Замена хлопчатобумажных ниток синтетическими увеличивает прочность шва в 1,5 — 2 раза. Особенно целесообразно применять синтетические нитки при соединении деталей из синтетических тканей и дублированных материалов на основе синтетических полотен. Использование синтетических ниток улучшает внешний вид кожгалантерейных изделий, увеличивает срок их эксплуатации.

Для соединения деталей используют клеи. К достоинствам клеевых соединений относятся повышение производительности труда, широкие возможности автоматизации этого процесса, простота оборудования и меньшая материалоемкость.

Виды применяемых клеев разнообразны и зависят от вида склеиваемых материалов. Клеями соединяют как основные детали, так и вспомогательные.

В кожгалантерейном производстве используются клеи на основе латексов бутадиен-стирольных каучуков и латекс на основе 1,4-цис-изопрена, по свойствам близкий к латексному клею из натурального каучука. Эти клеи обеспечивают высокое качество клеевого соединения и используются для соединения основных деталей и склеивания искусственных материалов с подкладкой, картоном и бумагой.

Для дублирования деталей из натуральных и искусственных кож бумагой, картоном, тканью используются клеи на основе поливинилацетата.

Используют в кожгалантерейном производстве также клеи-расплавы на основе низкомолекулярных полиамидов. Полиамидные клеевые порошки применяют и в качестве точечных покрытий на легких тканях, используемых в качестве подкладки и для дублирования деталей при изготовлении чемоданов, портфелей, папок, сумок, изделий мелкой кожгалантереи.

Для прокладок, каркасов и перегородок в сумках, портфелях и папках используют переплетный и коробочный картон, а для верха чемоданов — чемоданный картон. Толщина переплетного картона 1 — 2 мм, коробочного — менее 1 мм.

Чемоданный картон может иметь тисненую поверхность или поверхность с приклеенной галантерейной ПВХ-пленкой толщиной 0,35 мм. Этот картон применяют для изготовления перегородок и прокладок в чемоданах и папках.

Для прокладок в сумках, ранцах, портфелях, чемоданах используют бумагу различных сортов. Там, где внешний вид бумаги не играет существенной роли, так как бумага помещается между верхом и подкладкой, используют газетную, шпульную, обложечную и оберточную бумагу. Прокладку для чемоданов изготавливают из форзацной, шпульной и мраморной бумаги, обладающей большей жесткостью.

Выбор вида бумаги определяется необходимостью обеспечения требуемой жесткости, а в некоторых случаях — внешнего вида изделий. Показатели свойств бумаги на кожгалантерейных предприятиях обычно не контролируются. В качестве прокладочных материалов используют пенополиуретан (поролон) различной толщины.

Особое место в производстве кожгалантерейных изделий занимает фурнитура. Применение того или иного вида фурнитуры непосредственно связано с конструкцией изделий.

Фурнитура в кожгалантерее предназначена для скрепления и соединения деталей, удобства пользования изделиями, предохранения их от быстрого износа и для украшения.

По назначению фурнитуру подразделяют на следующие виды:

для запирания изделий (замки, кнопки, пряжки);

 скрепления и соединения деталей (заклепки, ручкодержатели, штифты, скрепки);

предохранения деталей от быстрого износа (углы, накладки, вставки, окантовки);

удобства пользования изделием (ручки);

украшения изделия (накладные детали различной формы в соответствии с направлением моды).

Для изготовления фурнитуры используют сталь, цветные металлы и их сплавы (медь, латунь, алюминий), пластмассы, а для дорогих изделий — рог, черепаховый панцирь, дерево.

При изготовлении фурнитуры из пластмассы используют полиэтилен, полистирол, полиамиды, полиметилметакрилат. Пластмассовая фурнитура не подвержена коррозии, отличается легкостью, прочностью, дешевизной, простотой в изготовлении. Пластмассовую фурнитуру подвергают металлизации, и тогда она хорошо имитирует металлы.

Металлическую фурнитуру покрывают защитными покрытиями: никелем, хромом, латунью, эмалями, лаком, их оксидируют, анодируют и т.д. В некоторых случаях фурнитуру или отдельные ее части обтягивают или обклеивают материалом, из которого изготовлены наружные детали изделий.

Производство кожгалантерейных изделий

Производство кожгалантерейных изделий состоит из следующих этапов: моделирования, конструирования, сортировки и раскроя, обработки и отделки, сборки основных наружных деталей изделия, закрепления фурнитуры и отделки готовых изделий.

Моделирование. При моделировании изделий предусматривается разработка эскиза опытного образца изделия, эскизного проекта и лекала.

Модель нового изделия разрабатывается с учетом моды в одежде и обуви, а также моды на цветовую гамму. Модель представляется в виде эскиза, выполненного разными методами: графическим, живописным, аппликационным. В последнее время для проектирования кожгалантерейных изделий предлагается использование компьютерных технологий, что обеспечивает удовлетворение потребительского спроса с учетом индивидуальных потребностей и половозрастных особенностей населения.

Конструирование. Конструкция — это состав и строение изделия, взаиморасположение и взаимосвязь частей, узлов и деталей в нем.

Процесс конструирования состоит из двух основных этапов: разработки устройств для закрывания изделий и разработки основных наружных, внутренних и промежуточных деталей кожгалантерейных изделий, способов их соединения и применяемых материалов.

Первым этапом конструирования является разработка устройств для закрывания изделий: замков различной конструкции, застежек-молний и различных запирающих устройств, разнообразных по конструкции, размерам, форме, способам крепления и видам.

Достаточно часто в сумках и мелких кожгалантерейных изделиях используются рамочные замки, состоящие из двух рамок, скрепленных в шарнирах, а иногда еще двух рамок, образующих средник. Рамочный замок прикрепляют к верхнему корпусу изделия, при этом в желоб замка в одних случаях заправляют верхние края передней, задней и боковой частей корпуса, а в других — только верхние края передней и задней частей корпуса.

Более разнообразны по конструкции клапанные замки следующих видов: обычные клапанные, состоящие из корпуса и накладки с запирающим механизмом в корпусе замка; цупферные, состоящие из скобы, устанавливаемой на корпусе изделия, и накладки с расположенным в ней запирающим механизмом в корпусе замка; замки-вертушки, состоящие из корпуса замка с поворачивающейся (вертящейся) головкой и накладки с прорезью для головки различных форм. Разновидностью клапанных замков являются замки-клипсы, состоящие из накладки с прорезью и шпенька различной формы.

К оригинальным запирающим устройствам относятся пуговицы различной формы, костыльки и петли, банты, шнуры и т.д..

Для сумок могут быть использованы комбинированные запирающие устройства. Так, для закрывания портфелей используют клапан и пластины, а для ранцев — клапан и застежку-молнию.

Клапан чаще всего используют для закрывания портфелей и ранцев. Эта деталь может быть отдельной или цельнокроеной. Отдельный клапан можно прикреплять накладным швом с наружной или внутренней стороны задней стенки.

Пластины для закрывания портфелей и чемоданов могут соединяться встык или внахлестку.

При закрывании чемодана встык для фиксации положения крышки применяют фланец или металлические и пластмассовые кранцы. Приданном способе закрывания можно использовать также чемоданные замки и застежку-молнию.

При закрывании чемодана внахлестку также используют чемоданные замки.

Вторым этапом при конструировании кожгалантерейных изделий является разработка деталей конструкции по их назначению.

Детали кожгалантерейных изделий подразделяют на наружные, внутренние и промежуточные.

Наружные детали, находящиеся на внешней стороне изделия, особенно разнообразны. Повторяясь в различных моделях, эти детали в каждом новом варианте имеют свои особенности. Именно на них большое влияние оказывают изменения моды, обусловливая исключение той или иной детали или объединение ее с другой, а иногда и появление новых деталей. Форма и размеры наружных деталей могут быть различными и зависят от назначения и размеров изделия в целом.

Наружные детали, в свою очередь, подразделяют на основные и дополнительные.

К основным наружным деталям относятся детали, образующие корпус изделия с передней, задней, нижней и боковыми сторонами, определяющие его размеры и форму и являющиеся одновременно декоративными элементами. Это стенки, фальды и кокетка, дно, клинчики и ботан. В изделиях с клапаном к наружным основным деталям относят также и клапан. Корпус может быть образован целым полотном, которое в конструктивном единстве составляет переднюю, боковые и нижнюю части изделия.

Стенки — детали, образующие корпус изделия с передней и задней его сторонами (рис. 29). Отсюда появились названия передней и задней стенок. Форма и размер стенок определяются формой и размером изделия. Различают простую стенку, состоящую из одной детали, и составную, в которую входит несколько деталей. На простую стенку можно настрачивать наружный карман или декоративные накладки. В составную стенку могут входить наружный карман, а также детали, образующие складки, сборки и другие декоративные элементы.

Частью стенок могут быть фальды и кокетка. Фальды — это детали, позволяющие увеличить объем изделия в верхней части. К ним прикрепляют застежку-молнию или рамочный замок. Кокетка является частью стенки и служит дополнительным декоративным элементом.

Дно — основная деталь, находящаяся между стенками и образующая корпус изделия в нижней его части. Ширина дна зависит от размера изделия по ширине. Длина дна в основном соответствует длине изделия в нижней его части.

Клинчик — деталь, образующая боковую часть корпуса. Высота клинчика в основном соответствует высоте стенок: ширина в верхней части определяет величину раскрывания изделия. Клинчик придает боковой части форму прямоугольника, овала или трапеции. Конструкция клинчиков разнообразна. Различают следующие виды клинчиков:

простой, соединяющийся с боковых сторон со стенками, а в нижней части — с дном изделия;

прикрепляемый к стенкам с помощью дополнительной детали — боковинки;

одно-, двух- и многоскладочный, напоминающий по краю обычный клинчик, но сложенный в соответствующее количество раз в долевом направлении; обычно такой клинчик используется в изделиях с перегородками;

клинчик, в средней части которого заложена байтовая (встречная) складка. Применяется в сумках типа «баул».

Ботан — деталь, которая в конструктивном единстве образует боковые и верхнюю части (верхний ботан), а также боковые, верхнюю и нижние части (круговой ботан) и, соединяясь со стенками, составляет корпус изделия. Нижний ботан может иметь одно или несколько сложений, по внешнему виду напоминая многоскладочный клинчик.

Клапан — деталь для закрывания верхней части корпуса сумки или карманов. Он может быть в виде самостоятельной детали, вместе с задней стенкой или с полотном сумки.

Указанные наружные детали бывают цельными и составными. Например, ботан нередко состоит из двух деталей, сшиваемых посередине нижней части. Это способствует лучшему использованию материалов, выполнению замысла художника, созданию цветовых и фактурных контрастов.

К дополнительным наружным относят детали, не образующие корпус изделия, а предназначенные для вспомогательных целей. Однако каждая деталь имеет свое функциональное назначение (малый клапан, ручка, карман и т.д.). Эти детали необычайно разнообразны, к ним предъявляют повышенные эстетические требования. Часто те или иные дополнительные детали, их вид, форма, размеры характеризуют стиль оформления изделий и направление моды.

Дополнительные детали не всегда имеют названия. В связи с этим их разделяют в зависимости от назначения следующим образом:

для закрывания сумок и карманов — клапаны карманов и перегородок, цупферы, горты, запряжники, ремни;

ношения изделий — ручки, которые могут быть простыми, фигурными, съемными, раздвижными, мягкими и жесткими, объемными и плоскими, а также в виде ремня, петли, шнура. В качестве ручек часто применяют текстильную ленту;

прикрепления ручек к сумкам — ручкодержатели различных видов (петли, шлевки и т.д.), конструкция, размеры, форма и способы крепления которых в основном зависят от необходимой прочности крепления и оформления изделия в целом;

размещения в изделии различных мелких предметов — наружные прорезные, накладные, открытые и закрытые карманы, расположенные на стенках, а иногда и на клинчиках сумки. Для такой же цели используют также подвесные кошельки;

скрепления основных деталей и отделки изделия — кедер, оплетка, окантовка, обтяжка рамочного замка и т.д.; украшения изделия — накладки, банты, углы и т.д. На предприятиях дополнительные детали унифицируют, т.е. отбирают наиболее рациональные по размерам и конструкции.

Внутренние детали — это различные карманы, средники и перегородки.

Внутренние карманы, предназначенные для размещения и хранения предметов, могут быть накладными, прорезными, с клапаном, на резинке, на застежке-молнии, открытыми и т.д.

Средники, перегородки и перегородки-карманы разделяют внутреннюю часть изделия на отделения. Перегородки-карманы могут быть открытыми или закрытыми на клапан, застежку-молнию, цупфер, кнопку и т.д. Средник — это перегородка-карман, закрывающаяся на рамочный замок.

В чемоданах к внутренним деталям относятся также фланец и рамка.

Промежуточные детали располагаются между наружными и внутренними деталями. По назначению промежуточные детали подразделяются на следующие виды:

жесткие, которые применяют для прочности конструкции и придания ей жесткости. Эти детали могут быть изготовлены из картона, винипласта и плотной бумаги. В зависимости от степени прочности изделия бывают мягкой, полужесткой и жесткой конструкций. В изделиях полужесткой конструкции жесткие промежуточные детали применяют для укрепления дна, стенок или клинчиков. В сумках жесткой конструкции все основные детали укрепляют жесткими промежуточными деталями. Кроме того, жесткие прокладки используют для дополнительных деталей (ручек, цупферов, накладок и др.);

мягкие, которые служат для уплотнения конструкции и создания выпуклой поверхности изделий или отдельных основных и дополнительных деталей. Мягкие детали могут быть изготовлены из поролона, ваты, ватина, нетканых материалов, байки, фланели и т.д. Их применяют вместе с жесткими промежуточными деталями или без них;

промежуточные, которые изготавливают из тесьмы, ткани, картона, бумаги и шнура (в виде полосок: накладок под замки и др.) и используют для затяжки основных деталей на картон, пристрачивания застежки-молнии, прикрепления рамочных замков и других технологических целей.

Сортировка и раскрой. Сортировка производится по толщине, цвету, рисунку, дефектам, а раскрой — по лекалам. Натуральные кожи раскраиваются в один слой, искусственные кожи, пленочные и текстильные материалы — в несколько слоев, в настиле. Раскрой искусственных кож, пленочных и текстильных материалов осуществляется прессами большой мощности с использованием групповых резаков на специальном настиле, длина которого достигает обычно 8 — 30 м, и раскрой материала осуществляется полными комплектами. Натуральные кожи используются в основном в производстве перчаток и в меньшей степени — в производстве чемоданов, папок, портфелей, сумок, изделий мелкой кожгалантереи.

Кожи для перчаток перед раскроем подвергают увлажнению для повышения пластических свойств, перетяжке для ориентированной продольной вытяжки, пролежке для снятия внутренних напряжений. Раскрой кож для перчаток производится вырубанием деталей из цельных кож при соответствующих наборах резаков.

Детали остальных кожгалантерейных изделий из натуральных кож вырубают на консольных прессах различных типов.

Обработка и отделка. Выкроенные детали перед соединением подвергаются обработке и декоративной отделке.

К операциям обработки относятся: выравнивание по толщине, шерфование, окрашивание, обжиг, перфорирование, загибка, окантовывание, глажение.

Детали выравнивают по толщине и утоняют по краю. Операция утонения края называется шерфованием. Детали из натуральных кож шерфуют со стороны бахтармы, ширина шерфовочной кромки составляет 7—10 мм в зависимости от вида дальнейшей технологической обработки.

Окрашивание — один из самых простых способов отделки торца (видимого края) деталей из натуральных и искусственных кож.

Обжиг применяется для отделки края деталей из толстых и плотных кож.

Перфорирование — нанесение отверстий на детали женских сумок и перчаток.

Дублированные и сдублированные детали верха из натуральных и искусственных кож обрабатывают взагибку клеевым и бесклеевым способами. Бесклеевой способ загибки используют при изготовлении ремней.

Для улучшения внешнего вида изделий и повышения прочности швов наружные и внутренние края деталей окантовывают полосками натуральной или искусственной кожи либо текстильной лентой.

Для получения гладкой поверхности детали из кож и тканей проглаживают на полуавтоматическом прессе.

Основными операциями декоративной отделки являются тиснение и шелкография. Кроме этих операций могут использоваться машинная и ручная вышивка, тонирование, аппликация, строчка, штриховка (нанесение углубленных линий специальным инструментом), обработка видимых краев деталей, которые в данной работе не рассматриваются.

Тиснение позволяет наносить на кожаные детали (в основном низких сортов и спилка) рисунки, орнаменты, мерею, что расширяет ассортимент и улучшает качество кожгалантерейных изделий. Тиснением спилка можно получить имитацию строчек, накладных деталей, рельефов (до 5 мм любого заданного контура). Тиснение спилка происходит с одновременным дублированием пленкой из поливинилхлорида, что придает вид натуральной лаковой кожи с тонирующим эффектом.

Метод шелкографии используют для нанесения графических рисунков, шрифтовых надписей на спортивные, летние, детские сумки, а также на ученические изделия из искусственных кож и пленочных материалов.

Рисунки наносятся с помощью сетчатых шаблонов.

Для получения многоцветных рисунков применяют несколько шаблонов и краски разного цвета.

Сборка основных наружных деталей изделия. Сборка изделия зависит от способа его изготовления, метода крепления деталей, вида обработки наружных краев изделия, вида шва и дополнительных деталей, входящих в шов.

При производстве кожгалантерейных изделий применяют следующие способы сборки деталей: выворотный и невыворотный.

При выворотном способе основные детали корпуса изделия кладут друг к другу лицевыми сторонами и скрепляют по изнаночной стороне с последующим вывертыванием скрепленного корпуса.

Выворотный способ более прост и производителен, так как в большинстве случаев не требует дополнительной обработки краев деталей. Края соединенных деталей находятся внутри изделия и закрыты прокладкой. При изготовлении изделий без подкладки внутренние швы окантовывают. Выворотный способ позволяет использовать такой материал, на котором не остается заломов и вмятин при вывертывании изделия.

При невыворотном способе основные детали корпуса изделия складывают друг с другом изнаночными сторонами и скрепляют по лицевой стороне.

Невыворотный способ более трудоемкий, так как необходима предварительная или последующая обработка видимых краев изделия.

Для изделия из тяжелых и жестких материалов возможен только невыворотный способ. Не исключено применение его и при использовании других материалов, особенно если этого требует конструкция изделия.

При невыворотном способе изготовления применяют два основных вида обработки наружных краев изделия и отдельных деталей: взагибку и в обрезку с последующей отделкой.

Обработка края взагибку является наиболее сложным технологическим процессом, но обеспечивает высокое качество изделия. Обработка краев соединяемых деталей может быть с одно- и двусторонней загибками.

Для изделия из жестких кож и искусственных материалов большой толщины и с высоким показателем упругости наиболее целесообразна сборка деталей невыворотным способом с краями в обрезку. При таком изготовлении требуется дополнительная обработка наружных краев изделий или деталей.

При соединении деталей кожгалантерейных изделий используют различные методы соединения: нитками, клеями, оплеткой, заклепками, токами высокой частоты, а также литьем под давлением.

Наиболее распространенным методом соединения является ниточный. Однако этот метод имеет ряд недостатков:

нитки могут перетираться при эксплуатации, что приводит к нарушению шва;

может быть плохим качество строчки, из-за чего может быть испорчен внешний вид изделия.

Соединение деталей склеиванием позволяет в ряде случаев получить швы более прочные, чем ниточные. Клеевой способ применяют в основном при изготовлении мелких кожгалантерейных изделий.

Оплетка — соединение деталей полосками кожи, протянутыми через перфорацию по краям изделия. Этот метод используют в ограниченном ассортименте изделий.

Объемные изделия, например чемоданы, портфели, сумки, изготавливают методом объемной сварки токами высокой частоты в специальных формах.

Заготовки изделий из искусственной и синтетической кожи формируют на специальных прессах с электрическим обогревом.

Изделия из полистирола и полиэтилена изготавливают литьем под давлением.

Для соединения деталей изделия применяют различные виды швов.

При тачном шве соединяемые детали складывают друг с другом одноименными сторонами и прострачивают или сваривают по краю. Данный вид шва применяется как при выворотном, так и при невыворотном способе изготовления изделий.

При выворотном шве детали складывают изнаночными сторонами и первую строчку выполняют, как при тачном шве, а вторую — после вывертывания сшитых деталей по их краю с лицевой стороны. Такой шов используют редко и только при выворотном способе изготовления, так как он более трудоемок и материалоемок по сравнению с тачным, но прочнее и декоративнее.

В сумках с выворотным швом не требуется дополнительной обработки внутренних краев. При выворотном шве детали после соединения вывертывают.

При накладном шве одну деталь накладывают на другую таким образом, чтобы их лицевые стороны были направлены в одну сторону и первая деталь заходила на вторую на определенную величину. Этот вид шва применяют при невыворотном способе изготовления, а также для крепления клапанов, карманов, накладок и других узлов и деталей.

Накладной шов используют при ниточном, клеевом и сварном методах крепления деталей.

При переметочном шве детали соединяют встык, а стежки располагают перпендикулярно плоскости скрепляемых деталей. Строчка выполняется зигзагообразно и захватывает обе детали. Такой шов характерен для невыворотного способа изготовления, крепителем является оплеточная полоска.

Для укрепления шва применяют дополнительные детали, которые делают соединение жестче и одновременно улучшают внешний вид изделия. Чаще всего в таких случаях детали сшивают тачным швом с прокладыванием кедера.

Для соединения деталей перчаток применяют такие виды швов, как строковый, рассмотренный ранее выворотный, а также черескрайний и дентовый.

При строковом шве одну деталь перчатки накладывают на другую и на расстоянии 0,75—1 мм от края прошивают открытой сквозной строчкой.

Строковый шов внутри перчатки образует цепочку, поэтому при надевании перчатки несколько растягиваются, но прочность шва при этом не меняется.

При полустроковом шве тыльную часть перчатки прошивают строковым швом, а ладонную — выворотным швом.

При черескрайнем шве детали перчатки соединяют лицом наружу через край. Этот шов, хотя и обладает большой растяжимостью, но при носке быстро истирается.

При дентовом шве детали складываются бахтармяной (изнаночной) стороной и сострачиваются на расстоянии не более 2 мм от края.

Перчатки, детали которых соединены дентовым швом, отличаются красивым внешним видом.

Закрепление фурнитуры и отделка готовых изделий. Фурнитуру крепят к изделиям зажимным, ниточным, клеевым и другими методами.

При отделке готовых изделий кожгалантереи удаляют загрязнения, заделывают концы ниток, протирают фурнитуру, закрашивают мелкие дефекты, изделия аппретируют, разглаживают и т.д.

Экспертиза кожгалантерейных товаров

Экспертиза кожгалантерейных товаров предусматривает прежде всего установление вида и качества товара; соответствие товара маркировочным обозначениям и обязательным требованиям качества, установленным в нормативно-технической документации; наличие дефектов, причины их возникновения и влияние на снижение качества; соответствие условий хранения и транспортирования товаров требованиям нормативно-технической документации.

Нормативной базой при проведении экспертизы могут служить следующие документы: ГОСТ 4.484—87 СПКП «Изделия кожгалантерейные. Номенклатура показателей»; ГОСТ 28631—90 «Сумки, чемоданы, портфели, ранцы, папки, изделия мелкой кожгалантереи. Общие технические условия»; ГОСТ 25871—83 «Изделия кожгалантерейные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение»; ГОСТ 27503—87 «Изделия кожгалантерейные. Приемка», а также Методика контроля качества кожгалантерейных изделий Торгово-промышленной палаты РФ.

Качество кожгалантерейных изделий оценивают по совокупности показателей.

Различают общие показатели, которые используют для оценки качества кожгалантерейных изделий всех групп, и дополнительные — только для оценки качества кожгалантерейных изделий отдельных групп.

Общие и дополнительные показатели качества. К общим показателям относятся показатели эстетических свойств, технологичности и унификации.

Оценку эстетических свойств кожгалантерейных изделий проводит художественно-технический совет экспертным методом. К показателям эстетических свойств кожгалантерейных изделий относятся следующие:

информационная выразительность — соответствие изделий (силуэта, объема, размеров, формы, конструкции, применяемых материалов, цветовой гаммы) направлению моды и их оригинальность;

рациональность формы — соответствие размеров, объема, формы, конструкции, применяемых материалов функциональному назначению изделия;

целостность композиции — гармоничность пропорций изделия, цветовые сочетания и декоративные свойства материалов;

совершенство производственного исполнения и внешнего вида — чистота выполнения контуров и сопряжений, тщательность нанесения покрытий и отделки.

Показатели технологичности кожгалантерейных изделий — свойства, обусловливающие оптимальное распределение затрат при технологической подготовке производства и изготовлении изделий. Они характеризуются:

материалоемкостью — площадью лекал деталей верха изделия; трудоемкостью — затратами времени на изготовление. Показатели унификации кожгалантерейных изделий выражают отношение числа унифицированных узлов и деталей к общему числу деталей изделия.

К дополнительным показателям относятся показатели назначения (ГОСТ 4.484—87), характеризующие прочность швов, крепления ручек и плечевых ремней, размеры и максимальную загрузку кожгалантерейных изделий.

Оценка качества. Оценку качества кожгалантерейных товаров дают по их внешнему виду и по физико-механическим показателям, предусмотренным нормативной документацией.

При проверке внешнего вида обращают внимание на художественно-колористическое оформление, качество исходных материалов и фурнитуры, качество изготовления.

Применяемые в производстве кожгалантерейных изделий натуральные, искусственные и синтетические кожи, пленки, ткани, бумага, картон должны быть устойчивыми к истиранию и атмосферным воздействиям, а по фактуре и цвету — отвечать современному направлению моды.

При соединении и обработке краев деталей должны соблюдаться следующие требования:

строчка ниточного шва должна быть ровной, хорошо утянутой, без петлистости, пропусков стежков, пробоин и обрыва ниток;

сварной шов должен быть равномерным по всему контуру, без смещения и прожогов;

загнутая кромка должна быть ровной, плотно приклеенной, хорошо разобранной в углах;

обрезные края должны быть чистыми, ровными, без бахромистости, закрашенные и незакрашенные;

оплетка должна плотно соединять детали, быть без складок и перекручиваний.

Формованные узлы и детали изделий не должны иметь складок и нарушений лицевого слоя материала, а детали — заусенцев.

Фурнитура в комплекте должна иметь однородное покрытие, крепление, обеспечивающее надежность закрывания и открывания изделий. Произвольное открывание замков при наклоне и встряхивании изделий не допускается.

Ручки и плечевые ремни изготавливают в два сложения и более, с прокладкой и без нее в зависимости от материала и вида изделий. Кроме того, они должны иметь прочное крепление и быть удобными в эксплуатации.

Нитки, отделочные материалы (окантовка, кедер, оплетка и др.), окраска обрезных краев, ручки, горты, плечевые ремни, ленты, застежки-молнии, накладки должны быть в цвет основного материала верха или сочетаться между собой.

Кожгалантерейные изделия должны быть тщательно отделаны, не иметь следов клея, концов необрезанных ниток.

Окраска материалов верха должна быть устойчивой к сухому и мокрому трению.

Из физико-механических показателей основным является прочность ниточных и сварных швов, нормы которой (на примере сумок) приведены в табл.

Нормируется также прочность крепления ручек и плечевых ремней для сумок всех видов (кроме нарядных и косметических), чемоданов, портфелей, ранцев.

Для дорожных сумок и ученических портфелей и ранцев учитывается масса изделий.

Сортировка изделий. В зависимости от качества изготовления определяют сорт изделия. Кожгалантерейные изделия, кроме ремней для часов, делятся на два сорта. При сортировке учитываются дефекты материала верха и производственные (на наружной стороне изделия).

К дефектам материала верха относятся типичные дефекты кож и тканей, например отдушистость, безличины, царапины, замины для натуральных кож, близна, подплетины, полосы по утку и основе, перекос рисунка — для тканей.

Таблица

Изделия Норма прочности шва
ниточного, Н/см сварного, работающего на расслаивание, Н/см сварного, работающего на сдвиг, МПа
Сумки женские, молодежные и мужские 20 20 1,00
Сумки для учащихся, хозяйственные и пляжные, ученические портфели и ранцы, деловые женские, чемоданы-дипломаты 30 25 1,25
Сумки дорожные и спортивные, портфели деловые мужские и дорожные чемоданы 40 35 1,75

К производственным дефектам относятся отклонения строчки или сварного шва, неравномерная ширина загнутой кромки, проколы от иглы, перекос деталей и смещение фурнитуры.

При сортировке мужских и женских сумок в первом сорте допускается не более двух дефектов, во втором — не более трех. Для остальных изделий в первом сорте допустимо до трех, а во втором — до четырех дефектов.

В кожгалантерейных изделиях не допускаются осыпание и сдир покрытия материала, пробоины и прожоги сварного шва, пропуск стежков, загрязнения, трещины, сколы, разрывы материалов верха и фурнитуры, выпадение заклепок, кнопок, люверс, неисправность запирающей фурнитуры.

Проверке качества подвергаются 10% изделий партии.

Для оценки физико-механических показателей отбирается 3 % изделий, но не менее 5 шт. Результаты испытаний распространяют на всю партию.

Обязательной сертификации подлежат перчатки и ремни поясные и для часов. На кожгалантерейные изделия, контактирующие с кожей (рукавицы, ремни, перчатки), искусственные кожи и полимерные материалы для ученических портфелей, ранцев и детских сумок обязательно наличие гигиенического заключения.

Маркировка, упаковка и хранение кожгалантерейных изделий

Маркировка и упаковка кожгалантерейных изделий регламентируются ГОСТ 25871-83.

Маркировка большинства кожгалантерейных изделий осуществляется холодным или горячим тиснением, иногда с применением фольги, шелкографией или клеймением несмываемой краской на подкладке, ленте, бумажной этикетке, прикрепляемой к изделию. Спортивные сумки могут иметь маркировку на внутренней стороне плечевого ремня или клапана. У ремней для часов и поясных клеймят свободную часть горта на внутренней стороне или напульсник под ремнем (у ремней для часов).

Маркировка должна содержать фирменный знак, название предприятия-изготовителя и его адрес, наименование изделия, номер модели, сорт и номер стандарта и дату изготовления.

В маркировке перчаток и рукавиц указывается их размер.

Упаковка играет большую роль в сохранении качества изделий при транспортировании и хранении. Способы упаковки предусмотрены нормативной документацией.

Большинство изделий упаковывают в коробки или плотную бумагу по 1; 2; 10 и 20 шт. с прокладкой их плотной бумагой. Ремни и пояса укладывают по 10 или 20 шт. в пачки, а пачки — в коробки.

Чемоданы меньших размеров (при транспортировании) вкладывают в чемоданы больших размеров с прокладкой бумагой, а чемоданы из АБС-пластика и полистирола упаковывают в ящики из гофрокартона.

Сумки, портфели, папки из натуральной кожи упаковывают в коробки поштучно, предварительно обернув бумагой или поместив в полиэтиленовый пакет.

Перчатки упаковывают в фирменные пакеты из тонкой плотной бумаги или полиэтилена с последующей укладкой в коробки по 10 пар.

Хранение должно быть организовано так, чтобы не допустить порчи изделий.

Особое внимание при хранении следует уделять обеспечению постоянной нормативной температуры и относительной влажности помещения.

Для хранения кожгалантерейных товаров относительная влажность воздуха Должна находиться в пределах 60 %, а температура — от 10 до 25 "С.

При повышенной влажности кожа набухает, теряет блеск, может покрыться плесенью, а повышенная температура приводит к высыханию кож.

Кожгалантерейные изделия хранят на стеллажах. Количество рядов по высоте должно быть таким, чтобы не допустить деформации изделий. Например, высота укладки кожаных сумок не должна превышать пяти мест, чемоданы жесткой конструкции положено укладывать на ребро в ряды не более 4 шт. по высоте, а чемоданы полужесткой конструкции — на стенку корпуса не более 10 шт. в ряду.

Время от времени изделия, хранящиеся долгое время, следует осматривать и перекладывать.

При хранении изделий из натуральной кожи следует обеспечить безопасность от поражения насекомыми и грызунами.