Кризис уничтожает одиночек

Категория: Бизнес

кризис

Малый бизнес – наиболее уязвимая для кризиса форма предпринимательства. У начинающего свой путь в мире бизнеса предпринимателя, в этом деле ещё нет ни опыта, ни известности, ни средств, позволяющих "твёрдо стоять на ногах". Зато уже имеются в наличии долги по кредитам и за аренду помещения, настороженное, а зачастую и неприязненное отношение конкурентов, и уменьшение числа клиентов, характерное для любого кризиса. Цены растут, материалы и оборудование для своего бизнеса приходится покупать по более высокой, чем раньше, цене. А значит, чтобы не "прогореть", приходится повышать цены на свои товары и услуги. А так как основной клиентурой частного предпринимателя являются обыкновенные, простые обыватели, которых кризис в первую очередь "бьёт по карману", и которые в эти тяжёлые времена семь раз подумают, прежде чем достать рубль из своего кармана, то "остаться на плаву" в таких условиях почти невозможно.

Почти. Потому что есть отличный древний способ выжить в любых экстремальных условиях. Все прекрасно о нём знают, но вот применяют его на практике лишь немногие. Этот чудодейственный способ – объединение. С самого детства каждому человеку известно, что один тонкий прутик ломается легко, но если из этих прутиков связать веник, то переломить его нельзя. Но с возрастом амбиции, недоверие и подозрительность завоёвывают людские сердца и мудрость эта для многих превращается в сомнительную сказку.

А ведь мудрость эта на сегодняшний день очень актуальна. Если сегодня, в жестокое время экономического кризиса, внимательно присмотреться к основным субъектам большого бизнеса, то можно заметить одну интересную тенденцию. Даже эти "монстры", имея безграничные доходы, многомиллионные целевые аудитории, и реальную власть, всё равно объединяются, работают вместе, становятся партнёрами и запускают всяческие партнёрские программы. Казалось бы, им то зачем? У них всё есть, и кризис им не помеха, какой смысл делиться с другими своим могуществом? 

На самом же деле, сильные мира сего только потому и становятся такими могущественными, что создали себе союзников, которые их поддерживают, иначе конкуренты, инфляция и упадок экономики страны сделают своё чёрное дело – растопчут и сравняют с землёй любой, пусть даже очень успешный бизнес. Что, в общем то, сейчас и происходит. Примеров сколько угодно –ранее успешные туристические агентства, банки, заводы и фабрики, даже авиакомпании, объявляются банкротами и лишаются лицензий на ведение бизнеса, потому что в одиночку не способны справиться с этим беспощадным и коварным испытанием.

Могущественные ассоциации, концерны, корпорации, господствующие сейчас в мире – это те же самые объединения людей, предприятий, сайтов в Интернете, которые сотрудничеством помогая друг другу, переживают вместе тяжёлые времена.

К сожалению, малый бизнес, в большинстве своём, далёк от политики партнёрства. Во-первых, потому, что подавляющее большинство его представителей – новички в коммерческой деятельности и руководствуются сиюминутными амбициями, игнорируя перспективы своего будущего развития. Да и слово "взаимопомощь" большинство из них воспринимают как помощь им, начисто забывая, что это понятие подразумевает ещё и их помощь партнёру. Во-вторых, страх, подозрительность и жадность, особенно в кризисные времена, очень мешают одному предпринимателю прийти к другому и предложить сотрудничество. Аргументы всегда одни и те же – кто его (или её) знает, какой он предприниматель, честный ли человек? А вдруг обманет? Всех клиентов к себе перетянет или жульничать будет? Да ведь ещё с ним (с ней) и доходами делиться надо будет, а так неохота!!

Опасения, конечно, справедливые, всякое бывает. Но и в одиночку, как ни крути, не выжить. Что тогда делать? Можно, конечно, попытаться найти партнёра, твёрдо стоящего на ногах, с хорошей репутацией и солидными доходами. И, кстати, очень вероятно, что такой партнёр найдётся. Вот только отношения с ним будут называться не равноправным сотрудничеством, а франшизой. А это уже, как такое взаимодействие не называй, не партнёрство, а рабство, подслащённое чужой славой и спорной гарантией стабильности. Тут, как говорится, на любителя, только вот вопрос: если собрался терять свою независимость и самостоятельность, зачем тогда шёл в предприниматели? Работал бы по найму… 

А ведь есть много способов наладить взаимовыгодные партнёрские отношения так, чтобы исключить подозрительность и недоверие из деловых отношений. Нужно просто немного подумать, засунуть свое эго в задний карман, и сделать первый шаг навстречу будущему партнёру. Вот несколько примеров.

• Один хозяин мастерской по пошиву обуви, абсолютно незнакомый с швейным делом, решил повысить доходы, продавая в своём киоске швейную фурнитуру – замки-молнии, пуговицы, разнообразные термоаппликации и т.д. Доход ненамного увеличился. Но вот покупатели стали постоянно интересоваться, можно ли здесь же, эти "молнии" вшить в брюки, или купленной аппликацией тут же закрыть дырку на рубашке? Приходилось отказывать. А это – деньги, проплывающие мимо рук! Подумал он, узнал адреса ближайших ателье и пошёл в одно из них, чтобы предложить сотрудничество. Хозяйка согласилась. Теперь этот предприниматель не только ремонтирует обувь и продаёт швейную фурнитуру, но ещё и принимает заказы от посетителей на ремонт одежды. Затем относит эти заказы в ателье и сдаёт их швеям. Когда заказ выполнен, он забирает его, а хозяйке ателье платит определённый процент с общей стоимости работ. Выгодно и хозяйке ателье – она получает дополнительный доход, не тратя силы и время на поиски клиентов, и обувщику, у которого увеличилось число посетителей, и появился ещё один источник дохода.

• Другой предприниматель, вернее предпринимательница, решила открыть в своём городе магазин по продаже одежды. Взяла в аренду помещение, закупила товар и открыла продажу. Поначалу дела шли как надо, реклама, терпимые цены и высокое качество одежды увеличивали поток посетителей, начали даже появляться постоянные клиенты. Но вот пришло время кризиса, цены на товар у поставщиков резко подскочили вверх, соответственно количество покупателей, а значит и доходы опустились вниз. Цена за аренду стала неподъёмной, пришлось от помещения отказываться. Но куда девать одежду? И женщина нашла выход – ходила по торговым точкам и предлагала разместить свои товары под реализацию. Несколько предпринимателей согласились и выставили одежду вместе со своими товарами. Выгода для этой женщины-предпринимателя очевидна – товар выставлен на продажу, расходы на аренду нулевые, проблемы с реализацией товара решены. Для тех же, кто разместил её товар в своих точках выгода тоже есть – они получают процент от продажи этой одежды, ни затратив ни копейки на её приобретение.

Реальные примеры, которые приведены здесь, основаны на доверии, в этих случаях не заключались никакие соглашения, оформленные юридически. Но это не значит, что с людьми, к которым доверия нет, нельзя иметь деловых отношений. Можно. Ведь бизнес есть бизнес, здесь на первом месте всё-таки стоит выгода, а значит нужно делать так, чтобы её не потерять. Сделать это не сложно, если партнёрство взаимовыгодно, нужно просто составить договор, определить свою зону ответственности (кто за что отвечает) и зарегистрировать его юридически. Тогда уже, если партнёр оказался недобросовестным человеком, его можно будет наказать с помощью суда.

Не зря говорится, что в каждом минусе есть свои плюсы. У любого кризиса они тоже есть – это возможность в полной мере проверить свои предпринимательские качества и приобрести способность сохранить бизнес в экстремальных условиях. Есть и ещё одно положительное свойство у кризиса – он сплачивает людей, заставляет их сообща противостоять беде. А значит делает их более грамотными в деловых отношениях. Что, конечном счёте, способствует успешному продвижению малого бизнеса.