Новые реалии бизнеса: как создать эффективную виртуальную команду

Категория: Бизнес

Виртуальная команда фрилансеров – мечта любого бизнесмена. С одной стороны, это экономит средства на оборудование рабочих мест. С другой стороны, среди вольных работников нередко встречаются откровенные бездельники и лоботрясы. Исследователи Бэйлорского университета в Техасе решили изучить вопрос о том, как собрать максимально эффективную рабочую группу фрилансеров. Как оказалось, от состава команды зависит ее продуктивность, а также результат, который поддается финансовому анализу. Данные исследования были опубликованы в «Журнале менеджмента» (Journal of Management).

Многие люди мечтают работать на дому. А современные технологии, включая телефонию, электронную почту, программы для проведения видеоконференций, позволяют выстроить коммуникации внутри виртуальной рабочей группы. В наши дни удаленная работа стала чем-то простым и обыденным. Но всегда ли она является продуктивной? Действительно ли менеджеры способны выжать максимум результата из своих сотрудников, которые не приходят по утрам в офис?

Ученые разделили студентов на две группы, всего они обследовали 455 испытуемых. Основной частью выборки стали получающие степень МБА люди и старшекурсники. Все они имеют опыт работы в различных командных проектах. Таких проектов на всех участников насчитали около 140. Командам требовалась разная степень вовлеченности в виртуальную коммуникацию, чтобы завершить проект.

Исследователи попытались выяснить, какой состав команды срабатывает лучше всего, в каких группах менее всего процветает бездельничанье, которое они определили, как «стремление индивидуума вносить наименьший вклад в работу группы».

– В виртуальных группах особенно важно иметь участников, которые обладают повышенным уровнем ответственности, – говорит ассистент профессора Сара Перри (Sara Perry). – Они защищают команду от рассеянности и лени отдельных участников.

Типы виртуальных команд

Ученые выделили четыре типа виртуальных команд.

– Команда трудоголиков. Она состоит из людей, на которых висит множество семейных и других обязательств, не связанных с работой. Сюда входят матери-одиночки, отцы больших семейств, вовлеченные в дела своих отпрысков и другие люди, чьи общественные и социальные функции делают их чрезвычайно загруженными делами.

– Команда беззаботных людей. Она состоит из личностей, чьи социальные и семейные обязательства сведены к минимуму. Они имеют время и возможности на разнообразные виды отдыха, путешествия, походы в кино, театры, музеи.

– Команда с перевесом в сторону беззаботных людей. Это смешанные группы, где есть и трудоголики, и беззаботные участники, но вторых явно больше.

– Команда с перевесом в сторону трудоголиков. Смешанный тип групп, где большинство составляют люди, перегруженные разными видами обязанностей.

Сложно поверить в это, но результаты исследований показывают, что самый ощутимый в финансовом плане результат выдают команды «беззаботных» и смешанные группы с перевесом в сторону беззаботных индивидуумов.

– Команды «беззаботных» людей, у которых практически отсутствуют семейные обязанности, дают максимальную финансовую выгоду создателям виртуальных групп, – делится своими наблюдениями Сара Перри. – В таких командах наблюдается более высокий уровень сплоченности в работе, а также более высокий уровень психологических обязательств друг перед другом. Все это минимизирует уровень безалаберности и безделья в группе.

Не обремененные социальными обязательствами люди полезны и в сложносоставных командах.

– Если трудоголик работает в команде, где большинство состоит из беззаботных людей, он чувствует большее вовлечение в социальную общность, – поясняет исследователь. – И чем больше их захватывает виртуальное общение, тем выше уровень вовлеченности… Трудоголики быстро обучаются у беззаботных товарищей эффективному и гибкому распределению обязанностей между сообщниками. При необходимости общаться лицом к лицу их стремление бездельничать не увеличивается.

Сообщество трудоголиков или группы, где есть их численный перевес, не эффективны в работе на расстоянии.

– В командах, где слишком много перегруженных работой людей, беззаботные участники не чувствуют социальной взаимосвязи с другими членами группы, – добавляет Сара. – И тогда они начинают недооценивать вклад трудоголиков в общую работу.

Как работают группы трудоголиков

Исследование показало, что команды, где перегруженные работой и семейными обязательствами люди составляют большинство, плохо подходят для удаленного сотрудничества. В них совместное «ничегонеделание» становится важной разделяемой ценностью, и она приводит к тому, что чем больше они работают в виртуальной сфере, тем больше проявляют необязательность и лень.

– В командах трудоголиков тенденции к формированию сильных социальных связей друг с другом более ярко выражены, чем в других группах, – сообщает Перри. – Возможно, причиной тому становится стресс и похожие жизненные обстоятельства. Но, несмотря на эти сильные связи, семья начинает выдвигаться на первый план у таких людей, если они не ходят на работу в офис, где могут общаться с коллегами лицом к лицу.

Как оптимизировать работу виртуальной группы

Сара Перри и другие авторы исследования сформулировали ряд полезных рекомендаций для руководителей проектов, в которых активно используется труд фрилансеров.

1) Вводите понятные и четкие формы отчетности, где участники команды смогут сообщать о том, что успели сделать за определенный срок. Такие виды отчетов особенно важны для групп, где большинство сотрудников имеет большое количество семейных обязанностей и других видов социальной нагрузки.

2) Разработайте средства ограничения обсуждения семейных и рабочих вопросов в общем коммуникативном пространстве. Обучайте сотрудников правильно реагировать на факторы семейной жизни, отвлекающие их от трудовой деятельности. Проводите тренинги по тайм-менеджменту. Помогите им создать рабочее пространство, которое не будет пересекаться с общим семейным пространством.

3) Комплектуйте разнородные группы. Помещайте семейных и социально активных работников в смешанные группы, где много беззаботных членов команды. Чем больше рабочих вопросов решается в виртуальном пространстве, тем важнее соблюдать это правило.