Оформление лицензии на производство, закупку, хранение и продажу алкоголя. Как получить лицензию в ФС РАР России

Категория: Бизнес

алкоголь

Правила выдачи лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции, установлены третьей главой федерального закона 171-ФЗ (далее Закон). Документ был издан в ноябре 1995 года, но в дальнейшем неоднократно дополнялся. Последний блок поправок коснулся внедрения системы ЕГАИС и процедуру затронул лишь косвенно. 

Кто обязан получить лицензию?

Обязательным специальное разрешение является для организаций, занимающихся хранением, закупкой, производством, либо отпуском алкоголя. При этом право на совершение операций с продукцией крепостью свыше 15% предоставлено казенным предприятиям, а также компаниям, уставный капитал которых превышает планку в 10 миллионов рублей. 

Перечень лицензируемых направлений включает всего 8 позиций. Список приведен в статье 18 Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. 

Обратиться с заявлением в отдел ФС РАР России обязаны все участники оборота, за исключением организаций, специализирующихся на следующих операциях: 

  • выпуск и оборот спирта по фармокапейным статьям;
  • производство, хранение и реализация напитков минимальной крепости (пиво, сидр и другое);
  • закупка, хранение и транспортировка этанолового сырья для прочих отраслей промышленной или коммерческой деятельности;
  • розничная торговля спиртосодержащими товарами;
  • оборот виноградного сусла, выпущенного в рамках сельскохозяйственного производства.

Торговать слабоалкогольными напитками через розничные магазины и точки общественного питания разрешено без лицензии. 

Какие документы потребуются?


Законом установлен заявительный порядок выдачи лицензий. Росалкогольрегулирование рассматривает письменные обращения при наличии приложений. Стандартный комплект включает: 

  • квитанцию о перечислении пошлины;
  • регистрационные свидетельства;
  • учредительные документы;
  • положительные заключения о результатах обследования складских помещений и производственных цехов (пожарная, экологическая безопасность);
  • подтверждение аккредитации лаборатории и компетентности сотрудников, осуществляющих контроль деятельности; 
  • сертификаты и декларации соответствия оборудования, предъявляемым нормам;
  • платежные поручения, справки и квитанции, свидетельствующие об оплате уставного капитала;
  • схемы технического оснащения объектов, используемых в работе со спиртосодержащей продукцией; 
  • расчеты мощности установок;
  • правоустанавливающие документы на производственные сооружения, линии, здания;
  • технические паспорта и инструкции на измерительные приборы и системы учета. 

Приложения оформляют на бумажном носителе, а, при необходимости, дополняют цифровыми копиями. В заявлении обязательно указывают избранное направление деятельности. Точный перечень документов зависит от специализации соискателя. 

Как принимают решение о выдаче лицензии?

Рассмотрение обращений возложено на ФС РАР России. Постановлением правительства РФ полномочие предоставлено центральному аппарату службы. В целях сокращения расходов на оформление ведомство одним из первых внедрило систему обмена цифровыми документами. 

Оценке подвергаются следующие стороны: 

  • оформление заявления и комплектность приложений;
  • выполнение соискателем лицензионных требований;
  • наличие оснований для отклонения обращения (например, задолженность по налогам);
  • достоверность представленных данных;
  • необходимость проведения дополнительной экспертизы. 

На принятие решения должностным лицам Росалкогольрегулирования предоставлено 30 суток. Учет выданных лицензий осуществляется на федеральном уровне. Данные вносят в единую базу. Информация из государственного реестра является общедоступной и бесплатной. 

В завершение обратим внимание на необходимость учета дополнительных требований службы. Базовые правила могут быть дополнены подзаконными актами. Соискателям следует помнить об этой особенности процедуры.