Онлайн-кассы с 2017 года – сроки и порядок перехода, суть нововведений, стоимость ККТ
Федеральный закон №290, включающий положения о замене кассовой техники с ЭКЛЗ на онлайн-кассы с фискальным накопителем, вступил в действие 3 июля 2016 года. Нормы данного нормативно-правового акта вносят существенные изменения в ФЗ №54, регламентирующий вопросы применения контрольно-кассовой техники.
Внимание! Для отправки сведения в ОФД (оператору фискальных данных) касса должна быть оборудована фискальным накопителем. Он представляет собой аналог ЭКЛЗ, но используется для передачи сведений в режиме онлайн.
В чем суть ФЗ №290?
В чем суть нововведений? Теперь при совершении покупки вся информация о её стоимости будет поступать из кассы в ОФД. Для этого кассовая техника должна быть оборудована портом доступа к Интернету, модулем Wi-Fi или разъемом для 2G/3G модема. Все поступающие в ОФД сведения хранятся до момента их перенаправления в налоговые органы (по запросу).
В соответствии с нормами принятого закона, чек должен быть отправлен при расчете, т.е. во время, когда он был пробит. Законодатель предусмотрел возможность технических сбоев или неполадок (например, поломка роутера Wi-Fi). Если чек вследствие технических причин не может быть отправлен в ОФД, следующий за ним также не будет отправлен. Если до окончания рабочей смены кассовый чек не будет отправлен оператору фискальных данных, то пользователь (администратор) кассы увидит соответствующее уведомление в отчете.
Кто должен перейти на онлайн-кассы?
ФЗ №290 устанавливает сроки перехода на онлайн-кассы с фискальным накопителем для различных систем налогообложения.
Они обязательны для соблюдения следующими категориями продавцов:
-
Частными предпринимателями, совершившими переход на ККТ.
-
Торговцами товаров, попадающих под акцизный налог.
-
Владельцами магазинов, осуществляющих деятельность через Интернет.
-
ИП, не применяющие кассы и предоставляющие услуги (ЕНВД, УСН).
-
Владельцами торговых автоматов и терминалов.
Указанные группы лиц обязаны направлять электронные копии чеков оператору фискальных данных, а также выдавать их покупателям (при запросе).
От обязанности регистрации (перерегистрации) онлайн-касс освобождаются:
-
Представители малого бизнеса, предоставляющие услуги по ремонту обуви.
-
Граждане, сдающие жилую площадь по договору аренды.
-
Владельцы газетных киосков.
-
Кредитные компании, работающие на рынке ценных бумаг.
-
Предприятия, организующие питание в образовательных учреждениях.
-
Торговцы на необорудованных рыночных местах.
Внимание! Без установки ККТ и перехода на онлайн-кассы по-прежнему могут осуществлять деятельность религиозные организации и объединения.
От необходимости устанавливать онлайн-кассы будут освобождены юридические лица и ИП, осуществляющие торговую деятельность в отдаленных и труднодоступных местах. Список таких мест можно уточнить в администрации населенного пункта.
Сроки перехода на онлайн-кассы
Для основной системы налогообложения (ОСНО) установлены следующие сроки:
-
С 1 февраля 2017 года – откроется возможность регистрации (перерегистрации) онлайн-кассы;
-
С 1 июля 2017 года – применение онлайн-касс, при этом обязательна печать чека по новой форме.
Для упрощенной системы налогообложения (УСН):
-
С 1 февраля 2017 года - откроется возможность регистрации (перерегистрации) онлайн-кассы;
-
С 1 июля 2017 года – обязательно применение онлайн-касс;
-
С 1 февраля 2021 года – печать чека по новой форме.
Для лиц, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), и работающих по патентной системе:
-
С 1 февраля 2018 года - откроется возможность регистрации (перерегистрации) онлайн-кассы;
-
С 1 июля 2018 года – обязательное применение онлайн-кассы с фискальным накопителем;
-
С 1 февраля 2021 года – печать века по новой форме.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, не выполнившие переход на онлайн-кассы в установленные сроки, несут ответственность в соответствии с нормами действующего законодательства.
Ответственность юридических лиц за нарушение норм ФЗ №54:
-
Штраф в размере 10.000 руб. при несоответствии контрольно-кассовой техники предъявляемым требованиям;
-
Штраф в сумме 10.000 руб., если электронная копия чека не была отправлена по запросу покупателя;
-
Штраф в размере 30.000 руб., если торговая деятельность осуществляется без применения контрольно-кассовой техники.
Какие сведения будет включать новый чек?
Введенные в ФЗ №54 изменения предусматривают новую схему передачи чеков. В соответствии с действующим законодательством, они будут записываться на фискальный накопитель, подписываться индивидуальным фискальным признаком, передаваться ОФД и храниться в реестре. Чек перенаправляется в ФНС при получении соответствующего запроса.
В чеке новой формы будут указываться такие сведения:
-
Номер чека (счет ведется за смену);
-
Наименование организации, ИНН, юридический адрес;
-
Дата и время, в которое была совершена покупка;
-
ФИО кассира, пробивающего платеж;
-
Вид операции;
-
Наименование приобретаемого товара (оказываемой услуги);
-
НДС по каждой позиции в чеке;
-
Цена на единицу;
-
Средства, внесенные покупателем;
-
Форма расчета;
-
Фискальный номер кассового чека;
-
Реквизиты ККТ и ФН;
-
Наименование оператора, посредством которого осуществляется передача сведений;
-
Сайт оператора для проверки сведений в чеке покупателем.
В процессе покупки товара (заказа услуги) и расчета покупатель может запросить у продавца чек в электронной форме. Для этого ему необходимо указать адрес электронной почты или номер телефона.
Инструкция по переходу на онлайн-кассу
Переход на онлайн кассу состоит из нескольких последовательных этапов:
Доработка имеющейся в наличии кассовой техники |
Если производитель укажет на возможность доработки кассы, не стоит сразу же заказывать комплект с фискальным накопителем. В большинстве случаев выгоднее приобрести новую технику, нежели переделывать старый аппарат. |
Проверка оборудования по реестру ФНС |
Для проверки онлайн-касс применяется сайт ФНС и сервис для проверки экземпляров ККТ. Для проверки фискальных накопителей применяется аналогичный сервис. Подобные действия позволят избежать приобретения сломанных или бывших в употреблении накопителей. |
Составление режима замены ЭКЛЗ |
Чтобы не отдавать лишние средства за работу ЭКЛЗ, рекомендуется уточнить, когда заканчивается период её действия. По завершению работы ЭКЛЗ, стоит установить фискальный накопитель и перейти на кассы нового образца. |
Проведение сети Интернет |
Сведения с онлайн-кассы передаются ОФД по Интернету, поэтому сеть должна быть стабильной. Изучите рынок провайдеров и проанализируйте тарифы, доступные для вашего региона. |
Обновление кассовой программы |
Если расчетная деятельность осуществляется на кассовом программном обеспечении (к примеру, с системой учета товара), необходимо узнать, будет ли она дорабатываться в соответствии с нововведениями и может ли она использоваться на онлайн-кассах. |
Снятие с учета прежней кассы |
Для этого потребуется обратиться в ЦТО и снять отчет с ЭКЛЗ. Составляется заявление о снятии техники с учета и направляется на рассмотрение в налоговые органы. |
Выбор оператора фискальных данных, подписание договора |
Договор ОФД представляет сбой оферту в электронной форме, которая подписывается при регистрации на сайте. Таким образом, не потребуется посещать отделение организации, оформлять и собирать дополнительные документы. |
Регистрация онлайн-кассы |
Законодатель предлагает 2 способа регистрации:
Классический не отличается от предыдущего порядка регистрации – потребуется собрать установленный перечень документов, посетить налоговые органы, составить заявление и дождаться выдачи регистрационного номера. Для электронной регистрации потребуется получить ЭЦП, для чего можно обратиться в любой удостоверяющий центр (сделать это рекомендуется заранее). После получения ЭЦП:
Если вся запрашиваемая информация введена верно, то будет выдан регистрационный номер контрольно-кассовой техники. |
Как выбрать онлайн-кассу? Стоимость ККТ
Рынок контрольно-кассовой техники уже предлагает модели, соответствующие требованиям нового законодательства. Рекомендуется обращать внимание на продукцию надежных производителей, к числу которых относится «АТОЛ», «ШТРИХ-М», «Меркурий».
При выборе новой кассы важно учитывать несколько нюансов:
-
Планируется ли использовать ККТ для автоматизации деятельности? Если да, то потребуется техника, работающая с системами учета товара. При отсутствии необходимости автоматизации бизнеса, можно выбрать кассы, умеющие выгружать сведения о продажах в Excel-таблицах;
-
Будет ли продаваться алкоголь? Если да, то контрольно-кассовая техника должна быть адаптирована под ЕГАИС (поддержание работы с УТМ и наличие дополнительных функций, в т.ч. опции списания остатков).
Если вы приняли решение не покупать новую кассу, а доработать имеющуюся технику, то обратите внимание на наличие (отсутствие) порта доступа к Интернету, модуля Wi-Fi или разъема для модема 2G/3G. При их наличии доработка будет стоить гораздо меньше, нежели для аппаратов, в которых они отсутствуют.
Стоимость онлайн-кассы складывается из следующих факторов:
-
Фискальный регистратор. По убеждениям производителей, их цена не будет превышать стоимость ЭКЛЗ, поэтому в расчет можно взять минимальную стоимость – 20.000 руб. Комплекты, предназначенные для модернизации, будут стоить от 5.000 до 15.000 руб.
-
Заключение соглашения с ОФД – от 3.000 руб. ежегодно. Услуги ЦТО не потребуются, поэтому их можно не учитывать при произведении расчетов.
-
Кассовое программное обеспечение. Его стоимость зависит от сложности программы и наличия дополнительных функций. В среднем стоимость обеспечения за одну кассу будет составлять 7.000 руб.
Итак, минимальная стоимость перехода на онлайн-кассы составит около 37.000 руб.
Достоинства и недостатки нововведений
Введение в силу Федерального закона №290 и внесение поправок в Федеральный закон №54 преследует несколько целей – улучшение собираемости налогов и упрощение использования ККТ.
К достоинствам указанных выше нововведений относится:
-
Возможность получения регистрационного номера через Интернет за несколько минут;
-
Заключение договора с ЦТО не является обязательным условием;
-
Минимальные затраты на содержание оборудования;
-
Отправление электронных чеков;
-
Отсутствие необходимости вести кассовую технику и хранить отчеты.
Что касается недостатков ФЗ №290, то к ним относится:
-
Заключение соглашения с оператором фискальных данных;
-
Больше возможностей у налоговой комиссии выявить нарушения (при наличии);
-
Необходимость дополнительных вложений на покупку новой кассы или доработку имеющегося оборудования.
Введение поправок в ФЗ №54 способствует снижению документооборота и нагрузки на сотрудников. Система контроля расчетной деятельности станет более современной, что выгодно покупателям – отправленный на электронную посту или номер телефона чек с легкостью можно восстановить (в отличие от бумажной версии).