Риск-менеджмент

Категория: Бизнес

риск бизнес

Планируя открытие нового предприятия, бизнесмены на первое место ставят размер возможной прибыли и лишь во вторую очередь задумываются о рисках, которые они понесут. На первый взгляд, это правильный подход, но практика показывает, что успехов добиваются немногие. Чаще всего успешны те, кто предусмотрел возможные риски и рассчитал вероятные потери. Открывая новое направление бизнеса, любой предприниматель должен себе отдавать отчет, что существует немало рисков и опасность вложить деньги впустую, не получив прибыли.

Условно риски можно разделить на системные и несистемные.

К первой категории относятся:

  • Снижение покупательской способности. К этому может привести потеря интереса к данному товару, появление на рынке аналогичного предложения, но по более низкой цене.
  • Изменение валютного курса. В этом случае пострадают компании, в деятельности которых присутствуют товары или услуги, по которым фирма имеет валютные обязательства.
  • Изменение процентной ставки. При этом обанкротятся компании, которые занимаются инвестиционной деятельностью. При повышении процентной ставки увеличиваются проценты по депозитам и облигациям.
  • Риск неликвидности товара. Это означает, что предприниматель не сможет быстро реализовать свою продукцию. Соответственно, деньги, вложенные в товар, будут заморожены.
  • Форс-мажорные обстоятельства: пожар, наводнение, другие стихийные бедствия.

К несистемным рискам относятся:

  • Некачественное управление компанией, ошибки руководства в просчете соотношения доходов и расходов.
  • Кредитные риски: невозможность выплачивать проценты по кредитам, задолженность поставщикам. Это ведет к полному банкротству компании.
  • Операционные риски: вложение денег в ценные бумаг через брокера, который совершает ошибки либо мошеннические действия с ними. Избежать подобных рисков можно с помощью диверсификации – покупки ценных бумаг, активов и облигаций, не связанных одним брокером.

Если несистемные риски предприниматель может просчитать на начальном этапе создания компании, то от системных никто не застрахован.

Какой бы бизнес вы ни планировали открыть, необходимо продумать все обстоятельства, которые потенциально могут негативно повлиять на его развитие. Речь может идти об открытии автомобильной мойки, крупного супермаркета или рекламного агентства, но при этом любой вид бизнеса может подвергнуться одинаковым рискам. Поэтому необходимо учесть советы опытных маркетологов. Также немаловажным подспорьем станет составление бизнес-плана.

Статистика – наука точная. Она говорит нам, что в первые 3 года закрывается 80% новых компаний. Причины у всех разные, но многих сближает основное – неправильный расчет финансирования. Расходная часть превышает доходную, и компания терпит фиаско. Важным шагом на пути к успеху будет диверсификация рисков. Имея основной вид деятельности, стоит также приобретать ценные бумаги, облигации и другие направления бизнеса.

Многие компании по несколько десятилетий работают в одном сегменте рынка, выпуская только один вид товаров. Но это однобокий подход к ведению бизнеса. Чтобы оставаться всегда в обойме, необходимо рассматривать новые направления, привлекать инвестиции, расширять клиентскую базу.

Открывая новое направление бизнеса, необходимо здраво оценить свои ресурсы и риски от вложения денег в новый проект. Рассмотрим варианты их минимизации:

Дать трезвую оценку своей команде. Часто бизнесмены невнимательно подходят к оценке персонала своего предприятия. Открывая новое дело, необходимо обратиться в хорошее рекрутинговое агентство для подбора персонала. Зачастую предприниматели обходят стороной этот важный вопрос, считая, что существующая команда справится с новыми задачами. Но не всегда хороший менеджер по продажам холодильного оборудования сможет возглавить отдел по продаже компьютерной техники. Основное правило ведения бизнеса – делом должен заниматься профессионал.

Убедитесь, что ваше направление бизнеса не входит в десятку неблагоприятных. Трудно новичкам придется на рынке розничной и оптовой торговли, на предприятиях общественного питания и в автомобильном бизнесе.

Неправильный посыл для открытия бизнеса – дело для души. Если вы хотите кафе для встречи друзей, то, скорее всего, это дело обречено на провал.

Проведите анализ вместительности рынка. Нет смысла влезать в те сегменты, где все перенасыщено, где работает большое количество компаний. Это создает высокий уровень конкуренции.

Открытие узконаправленного бизнеса – весьма неудачный проект. Он не сможет привлечь большое число заинтересованных лиц, что приведет к банкротству.