Стратегическое планирование - это ...

Категория: Бизнес

Стратегическое планирование представляет собой принятие управленческих решений для определения дальнейшего направления развития компании. Как правило, под стратегией предприятия понимается не только постановка долгосрочных целей, но и выбор подходящих методов их достижения.

В чём основная ценность проведения стратегического планирования?

Бизнесу в целом необходимо понимать направление дальнейшего развития, чтобы планировать бюджет, а также распределять прочие ресурсы на приоритетные задачи. Грамотное и регулярное стратегическое планирование позволяет:

Приоритезировать задачи, адекватно распределяя нагрузку между производственными мощностями, офисами или сотрудниками компании (в зависимости от специфики предприятия).

Мотивировать сотрудников конкретными измеримыми целями, что увеличивает качество и скорость труда.

Совершенствовать бизнес-процессы, ориентируясь на главную цель компании.

Создавать, доносить и развивать миссию предприятия, которая помогает получать достойную позицию на рынке, завоёвывать лояльную аудиторию.

Основные методы стратегического планирования

стратегическое планирование

Tashatuvango/shutterstock

Для разработки общего плана долгосрочного развития компании применяются три основных метода.

Оценка сильных и слабых сторон компании на текущий момент позволяет адекватно понять, каких целей можно достигнуть и что именно следует усовершенствовать.

Составление списка возможностей и угроз текущей ситуации в экономике позволяет оценить все факторы, которые смогут помешать успешному и своевременному достижению поставленных стратегических целей.

Разработка пошагового плана действий по реализации выбранной стратегии вносит ясность для каждого сотрудника, что именно необходимо делать для получения желаемого результата. Стоит отметить важность детально составленного плана, который минимизирует риск ошибки и связанных с ней потерь.

Разработка стратегии в общих чертах выглядит довольно просто, при этом каждый из этапов требует от руководителя вдумчивого подхода.

Этапы создания эффективной стратегии развития компании

этапы стратегичского планиования

Автор: arka38/shutterstock

Долгосрочная стратегия составляется с участием руководства компании, а также инициативной группы, заинтересованной в развитии бизнеса.

Формирование команды

Создание мотивированной команды соратников, способных предоставить свежие идеи и оригинальное видение ситуации, позволит ускорить процесс планирования, применяя нетривиальные решения. На этапе создания и согласования стратегии оптимально проводить планирование в узком кругу наиболее заинтересованных лиц.

Внедрение подготовленной стратегии следует проводить с привлечением неформальных лидеров и авторитетных сотрудников коллектива, чтобы сформировать максимально лояльное отношение к вводимым переменам.

Согласование сроков

Разделение стратегического плана на несколько этапов с определёнными сроками позволит чётко отслеживать динамику выполнения стратегии, а также оперативно менять задачи, действуя "по ситуации". Как правило, в зависимости от сроков выделяется три вида стратегического планирования:

Краткосрочная стратегия включает в себя задачи первоочерёдной важности, которые нужно решить в течение года. Как правило, в этот период происходит совершенствование методов работы, применяются более эффективные показатели для её измерения.

Среднесрочные планы охватывают действия компании на период от 3 до 5 лет. За это время появляются первые заметные результаты внедрения новой стратегии, по которым можно судить о её успешности в целом.

Долгосрочная стратегия включает задачи, которые необходимо решить в ближайшие пять-десять лет работы компании. Таким образом, план имеет весьма "размытый горизонт", а список задач уточняется по итогам выполнения ежегодных краткосрочных стратегий.

Создание миссии компании

миссия компании

Автор: Tashatuvango/shutterstock

Миссия компании кратко формулирует основные цели организации, отвечает клиентам и сотрудникам на вопрос, чем именно она занимается и в чём цель деятельности. Как правило, миссия зафиксирована в письменном виде, широко применяется в PR-стратегии, рекламных материалах и публикациях о компании.

Общение с потребителями, конкурентами и сотрудниками во многом происходит с помощью миссии, которая должна отражать корпоративные ценности организации.

Проведение SWOT-анализа

Традиционный метод для создания маркетинговой стратегии состоит из четырёх основных этапов.

Анализ сильных сторон компании предполагает выявление конкурентных преимуществ. Сильными сторонами компании могут быть передовые технологии, хорошо обученный и высоко замотивированный персонал.

Перечисление недостатков компании помогает руководству понять, какие препятствия могут возникнуть на пути реализации стратегического плана.

Выявление возможностей рынка позволит грамотно использовать слабые стороны компании в предстоящей конкурентной борьбе.

Знание угроз рынка поможет составить полезную стратегию, которая будет состоять из полезных, выполнимых и измеримых задач.

 

Итогом грамотно проведённого SWOT-анализа является разработанная маркетинговая стратегия, которую в дальнейшем подключают к общему плану, принятому в компании.

 

Работа с консультантами

Подготовка и внедрение стратегического планирования в крупных организациях часто требует согласованных действий всех подразделений. Поэтому на этапе внедрения могут возникнуть сложности с распределением обязанностей, а также корректировкой готового плана с учётом новых внешних факторов.

Избежать этих трудностей помогут услуги профессиональных консультационных организаций, предлагающих подробные пошаговые алгоритмы действия. Целесообразно воспользоваться их услугами, если стратегическое планирование предполагает выход на новые рынки, а также достижение амбициозных целей, где стоимость ошибки сопоставима с величиной капитала компании.

 

Составление подробных целей и задач

Подготовив подробный план развития компании с учётом сроков, миссии, положения на рынке и рекомендаций консультантов, переходят к формированию детальных целей и задач.

Как правило, каждая цель разделяется на мелкие задачи, выполнение которых взаимосвязано. Например, основной целью компании может быть увеличение продаж, для чего необходимо наладить новые каналы сбыта и усовершенствовать рекламную стратегию. Последние две задачи взаимосвязаны.

Результатом этого этапа планирования являются измеримые, понятные и достижимые цели, выражающиеся в ежедневных небольших задачах, распределённых между сотрудниками отдела. Стоит отметить, что ограниченность ресурсов компании предполагает целесообразную расстановку приоритетов.

 

Внедрение мотивации

Готовая стратегия, понятная сотрудникам, должна быть не только достижима, но и увлекательна. Каждый член коллектива должен понимать личную выгоду от успешной работы над поставленными в стратегии задачами.

Мотивационные программы следует разрабатывать с учётом особенностей каждого сотрудника: для одних главным является финансовое поощрение, другие ценят карьерный рост, третьи желают иметь больше свободного времени. В любом случае, предоставляемые бонусы должны быть связаны с качественным достижением поставленных задач.

 

Измерение эффективности внедрённой стратегии

После начала внедрения новой стратегии развития необходимо тщательно отслеживать основные показатели работы компании (например, величину прибыли, а также коэффициент возврата инвестиций). По окончании минимального отчётного периода (как правило, календарного месяца) необходимо подвести первые итоги, ответив на следующие вопросы:

Насколько достижимыми на практике оказались запланированные ежедневные задачи?

С какими трудностями сталкивались сотрудники департаментов в ходе реализации согласованных действий?

Какие изменения стоит ввести в среднесрочную и долгосрочную стратегии по итогам первого месяца внедрения?

Процесс стратегического планирования предполагает слаженную работу руководителей департаментов компании, а также экспертов, привлечённых со стороны. Подробно составленный план, внедряемый с помощью неформальных лидеров компании, а также выстроенная система поощрения - гарантия успешного развития бизнеса в избранном руководством направлении.