Предмет, цели и задачи товароведения
Рассмотрим такие понятия, как продукция, товар и товароведение.
Продукция производится в результате деятельности и предназначается для удовлетворения каких-либо потребностей. Под деятельностью понимают и человеческую деятельность, и жизнедеятельность биологических объектов. К продукции можно отнести ткани, сырье, комплектующие изделия, а также хлопчатобумажные и льняные волокна.
Продукция может быть создана в результате материальной и нематериальной деятельности. Нематериальная продукция — это услуги, ценные бумаги и др.
Материальная продукция, которая предназначена для купли-продажи, является товаром.
Товар — это продукт материальной деятельности, созданный для продажи и удовлетворяющий какие-либо потребности. Товар обладает определенными потребительскими свойствами, которые создают потребительскую стоимость в товаре.
Товароведение как наука и учебная дисциплина изучает потребительские свойства товаров. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах». Есть много определений товароведения. К примеру, К. Маркс
считал, что «потребительские стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения».
На Международной теоретической конференции преподавателями высшей школы по вопросам общего товароведения (сентябрь 1962 г.) в Лейпциге дано такое определение: «Товароведение представляет собой естественнонаучную дисциплину, предметом которой является потребительская стоимость товаров».
По определению М. А. Николаевой, «товароведение — это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительские стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик».
Потребительские стоимости являются предметом товароведения.