Товароведные показатели качества. деление на группы
Категория: Основы товароведения
Показатель качества - количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показателями качества являются физическими или физическими величинами. Физические величины (длина, масса, плотность) могут изменяться количественно и качественно.
Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные) или от назначения (базовые и определяющие).
Единичные показатели - показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма, целостность, кислотность.
Комплексные показатели - показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, состояние мякиша хлеба - комплексный показатель, состоящий из нескольких единичных показателей: цвет, пористость, эластичность и др.
Интегральные показатели - показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление. Такой показатель обычно применяется при упрощенных расчетах конкурентоспособности товаров. Однако он не учитывает другие товароведные характеристики товаров (в частности, ассортиментную), включающую престижность, известность торговой марки.
Базовые показатели - показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Примером базового показателя может служить цвет эталона, соответствующий цвету муки определенного сорта.
В качестве базовых могут использоваться показатели лучших образцов аналогичной продукции, созданных на основе передовых научно-технических достижений, а так же показатели стандартов или технических регламентов.
Определяющие показатели - показатели, имеющие, решающее значение при оценке качества товаров. К ним относятся многие органолептические показатели - внешний вид, цвет всех потребительских товаров, вкус и запах пищевых продуктов.
Физико-химические показатели - массовая доля жира (в жиросодержащих продуктах - коровье молоко, маргарин и др., этилового спирта (в алкогольных напитках)) и т. д.
В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары делятся на 3 группы:
1) стандартные группы - те, которые пригодны к использованию по назначению и подлежат реализации без ограничений;
2) товары условно - пригодные - для использования по назначению. Они могут реализовываться по пониженным ценам;
3) опасные товары - не пригодны к использованию по назначению и не подлежат реализации.