Идентификация и фальсификация товара
Идентификация — это установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям._
Идентификация призвана выполнять несколько функций, среди которых:
• указующая - отождествляет представленный к анализу товар с конкретным наименованием, маркой, типом и т. п.;
• информационная - доводит до потребителей необходимую информацию о товаре;
• подтверждающая соответствие ассортиментной характеристики товара, информации, указанной на маркировке и в сопроводительных документах (подлинность товара);
• управляющая — является элементом системы качества продукции. Регламентируется международными стандартами (МС) ИСО серии 9000 «Управление качеством, обеспечение качества». В России они введены без изменений (ГОСТ Р ИСО 9000-9004).
Средствами идентификации являются нормативные (стандарты, ТУ и др.) и технические документы (чертежи и др.); маркировка и сопроводительные документы.
Выделяют три вида идентификации:
1) ассортиментная (видовая);
2) качественная (квалиметрическая);
3) партионная (принадлежность части или отдельного товара конкретной партии).
К методам идентификации относят органолептические и измерительные.
В последние годы для медицинских и фармацевтических товаров актуальной стала проблема фальсификации товаров, в частности ЛС. В некоторых странах (Турция, Индия, Пакистан) подделки на фармацевтическом рынке составляют 7—11%, в США этот сегмент составляет 5-7% общего импорта и 2—3% всех продаж ЛС.
В России в 1999—2000 гг. количество подделок ЛС не превышало 0,05%, однако в настоящее время эта доля возросла до 10—20%; их оборот в стране составил около 60 млн долларов.
По данным ВОЗ, 42% подделок приходится на антибиотики. Также подделываются кортикостероиды, анальгетики, антигистамин-ные, гормональные, гипотензивные средства, стимуляторы ЦНС.
Фальсификация (лат. falsifico — подделываю) — это действия, направленные на обман покупателя/потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью._
В социальном смысле фальсификация приводит к ухудшению потребительских свойств товаров, недоверию к производителям и продавцам, а для медицинских и фармацевтических товаров — это возможные неблагоприятные последствия для здоровья человека.
Объекты фальсификации и идентификации одни и теже, так-как фальси-фикация является одним из двух возможныхрезультатов идентификации.
Как правило, при фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара, поэтому выделяют следующие виды фальсификации:
— ассортиментная (видовая);
— качественная;
— количественная;
— стоимостная;
— информационная.
Для каждого из этих видов фальсификации характерны свои способы подделки.
Среди существующих сегодня на рынке фальсифицированных ЛС выделяют следующие типы:
1) «Препарат-пустышка», в нем не содержится действующей лекарственной субстанции (примерно 50% всех подделок);
2) «Препарат-имитация», в нем действующее вещество заменено на более дешевое и менее эффективное;
3) «Измененные лекарства», в них содержится то же действующее вещество, но в больших или меньших количествах;
4) «Препарат-копия» (контрафакт), в них содержится то же вещество, что в оригинале, и в таких же количествах, но нет никакой гарантии контроля качества («качественные подделки»), так как неизвестен производитель.
В связи со сложившейся ситуацией с фальсифицированными ЛС на рынке в настоящее время уделяется большое внимание разработке упрощенных методов товароведческого анализа, в частности, это:
— визуальный контроль внешнего вида ЛС (упаковка, маркировка и др.);
— упрощенные (базовые) тесты (скрининговые оценки);
— метод тонкослойной хроматографии (ТСХ).
Так, в Германии разработан набор реактивов и пластинок ТСХ с возможностью определения 150 веществ. Имеются свои контрольные системы в Я пон и и, СШ А. В России также разрабаты ваются экспресс-метод и ки для быстрого доказательства подлинности и качества ЛС (тонкослойная хроматография и простые качественные химические реакции).