Идентификация свежих фруктов и овощей
Существуют большие различия между торговлей товарами в потребительской упаковке и торговлей свежими фруктами и овощами. На рынке товаров в потребительской упаковке имеется относительно немного поставщиков, видов продукции, новых пищевых добавок и изменений, в то время как на рынке свежих фруктов и овощей ситуация совершено иная.
Это означает, что кодирование продукции, схемы классификации, каталоги электронной торговли, способность к взаимодействию баз данных, синхронизация данных и процедуры отслеживания будут функционировать по-другому.
Розничные продавцы не пополняют запасы яблок тем же способом, как непрерывно пополняются запасы моющих средств. Яблоки часто покупаются на открытых рынках, где действует большое количество поставщиков, а продукты разнообразны.
В то время как для товаров в потребительской упаковке имеется прямая связь между розничным номером SKU и номером GTIN, это иначе в случае со свежей плодоовощной продукцией.
Для данного розничного кода SKU (например, большое яблоко Fuji, мешок 2 кг) может существовать много GTIN (в зависимости от различного происхождения, размеров, сорта и марки). Другими словами, любой данный розничный код SKU может присваиваться фруктам и овощам различных поставщиков, а каждый поставщик может иметь много товаров с различными GTIN.
Отсутствие прямой корреляции между кодами SKU и GTIN вызвало обеспокоенность в связи с применением концепции Глобальной синхронизации данных в цепи поставок свежих фруктов и овощей. Каждый раз, когда появляется новый код GTIN, его отношение к коду SKU должно быть вновь установлено и синхронизировано. Это ведет к увеличению административной работы.
Замена кода SKU кодом GTIN поставщика может привести к существенному увеличению числа кодов GTIN в розничных базах данных.
В то время как проблема еще не решена интернационально согласованным способом, предпринимается много усилий, чтобы найти ее решение:
■ производители Северной Америки предлагают, чтобы каждая компания соотносила свои GTIN и SKU коды с нейтральным набором характеристик свежей продукции в ходе одноразового процесса. Для этих целей PMA разработал базу данных промышленных продуктов;
■ проходят переговоры между PMA и UCCnet относительно кодирования, классификации, каталогизации и обмена данными о продукции;
■ Международная федерация кодирования продукции IFPC работает над учреждением международного номера PLU, который используется для идентификации цены продукции, проданной без упаковки через кассу за наличный расчет.
Положение с немаркированными продуктами иное: характер предоставляемой каждой страной информации имеет свои особенности. Например, в Испании имеет значение, из какой области поступают апельсины, их разновидность и точный размер, в то время как в других странах представляет интерес страна происхождения, а не область выращивания, а в отношении размеров достаточно знать, являются ли они большими или маленькими. В настоящее время еще не существует единой системы идентификации этих продуктов.
Руководящие принципы «Руководство по отслеживанию свежих продуктов» (Fresh Produce Traceability Guidelines FPT) были разработаны совместно:
■ EuroHandelsinstitute (EHI);
■ Европейской ассоциацией импортеров свежей продукции (European Association of Fresh Produce Importers (CIMO));
■ Европейской группой розничных продавцов (Euro Retailer Produce Working Group (EUREP));
■ Европейским союзом оптовой торговли фруктами и овощами;
■ Организацией импортной и экспортной торговли (Import and Export Trade - EUCOFEL);
■ Ассоциацией экспортеров свежих фруктов Южного полушария (SHAFFE).
В этом параграфе мы рассмотрим Руководящие принципы FPT для свежих фруктов и овощей, относящихся к группам 07 и 08 таможенно-тарифной номенклатуры. Руководящие принципы предназначены для реализации системы нумерации и штрихового кодирования торговых и транспортных единиц.