Из чего складывается цена и кто её устанавливает

Категория: Продукты детского питания

Цена - это количество денег, на которые можно обменять продукт. Цена -это количественная оценка той ценности, которую клиенты придают продукции.
     Цена на продукты, как, в принципе, и на любой другой товар, устанавливается с учетом спроса на продукцию данного вида, расчета стоимости издержек по изготовлению, доставке и реализации продукта, цен конкурентов и количества предложений подобного рода товаров другими продавцами. Установление оптимальной цены — довольно сложный процесс в силу того, что покупатели имеют возможность сравнивать как цены на товары, так и качество предлагаемых товаров. Цена, которую устанавливает продавец, зависит и от количества товара, которым располагает продавец: чем большее количество товара предложено к продаже, тем меньше стоимость издержек на каждую единицу продукции, и тем самым продавец может предложить более низкую цену для покупателей, не теряя при этом прибыль. Также при определении цен учитывается покупательская возможность (исходя из уровня зарплат в регионе, месторасположения рынка, сезона).
     Существует несколько видов цен в зависимости от того, кому предлагается данный товар:

  •         закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов.;
  •        оптовые цены — это цены товаров, реализуемых продавцом или поставщиком покупателю с целью их последующей перепродажи или профессионального использования. Это начальные, самые маленькие цены продукции, которые устанавливают изготовители. В оптовую цену уже заложены себестоимость продукции и ценовая надбавка, которая включает в себя прибыль производителя и возможные понесенные издержки, связанные с браком продукции, ее транспортировкой и т.д.;
  •         розничные цены — это цены товаров, реализуемых непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Это конечная, самая большая цена, по которой продается данная продукция, потому что цены производителя устанавливаются с учетом получения прибыли, розничный продавец тоже должен получить определенное количество прибыли и возместить свои издержки, связанные с продажей продукции.

     Таким образом, помимо себестоимости продукции основным элементом цены является торговая надбавка. Надбавка - элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли. Поэтому и действует правило, что оптом дешевле. Если есть место для хранения и возможность транспортировки продуктов, дешевле покупать продукты именно на оптовых (мелкооптовых) рынках. Закупка продуктов, подлежащих длительному хранению (например, крупы, консервы, замороженное мясо), купленных даже небольшим оптом, позволяет, порой, неплохо сэкономить.

     Однако и на розничном рынке продавцы всегда сделают скидку на покупку солидной партии продукции. В свою очередь, гипер- и супермаркеты тоже различными способами пытаются «уговорить» покупателей делать крупные покупки. Это могут быть акции, например, «при покупке двух упаковок третья в подарок» или «при покупке на определенную сумму вы получаете сертификат на скидку при следующем посещении магазина» и пр. Среди населения набирается ответное движение совместных покупок, в основном оно распространено в Интернете, когда люди собираются, идут в магазин, делая совместную покупку, получают скидку или какие-либо другие бонусы, при этом потратив меньшую сумму денег, чем при покупке в одиночку.
     Согласно Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утв. Минэкономики РФ 6 декабря 1995 г. N9 СИ-484/7-982, свободные оптовые и отпускные цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями самостоятельно. Также цены могут устанавливать поставщики по согласованию с потребителями, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. Под конъюнктурой рынка в данном случае понимается соотношение сложившегося спроса и предложения. Соотношение спроса и предложения как раз и является основным показателем, который определяет размер ценовой надбавки и прибыль производителя или продавца.
     В свободные отпускные цены также включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, таким образом, цена увеличивается еще на порядок.
     Товары, произведенные в странах СНГ, реализуются розничными торговыми организациями по свободным розничным ценам, увеличенным на таможенные пошлины, сборы (платежи), уплаченные при ввозе товаров в Российскую Федерацию. Поэтому товары, произведенные
за рубежом, будут стоить несколько дороже, с учетом размера таможенных пошлин. Единственное, что может уменьшить конечную отпускную цену, это более низкая себестоимость и отпускная цена товаров по сравнению с аналогичными, произведенными в Российской Федерации.
     Помимо регулирования конечного уровня розничной цены конъюнктурой рынка, на отдельные виды товаров присутствует государственное регулирование торговой надбавки к цене товаров. Органы исполнительной власти каждого субъекта РФ устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам:

  •         на продукты детского питания;
  •         на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  •         наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общих образовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  •         на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

     В торговую надбавку, помимо прибыли продавца или производителя, включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика и другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций.
     Если органами исполнительной власти субъектов РФ установлены предельные размеры торговых надбавок, то при отпуске мелкооптовых партий товаров розничными предприятиями торговли расчеты с юридическими лицами следует производить по свободным отпускным ценам с добавлением части надбавки с тем, чтобы последние для возмещения своих транспортных и других расходов также могли применять надбавку, по совокупности не превышая предельного ее размера.
     Следовательно, торговая наценка — это основной элемент цены товаров, она должна возмещать расходы по продаже товаров, транспортные расходы, расходы по уплате налогов и обеспечивать получение достаточного размера прибыли для продавца и производителя. В силу этого цена, по которой мы покупаем продукты, — это цена производителя, плюс себестоимость, плюс торговая наценка.
     Согласно ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» цены на продаваемые товары устанавливаются хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность. На ряд продуктовых товаров, которые являются социально значимыми товарами, устанавливается ограничение максимальной цены товаров. В случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных уровней органами государственной власти, цены на такие товары, торговые наценки к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
     Ограничение уровня торговой наценки происходит в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях нескольких субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более. Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта РФ или территориях таких субъектов РФ. Срок такого ограничения должен составлять не более чем 90 календарных дней.
     Правила, на основании которых установлены предельно допустимые розничные цены на отдельные виды
социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530. 
       Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены:

  •        говядина (кроме бескостного мяса);
  •        свинина (кроме бескостного мяса);
  •        баранина (кроме бескостного мяса);
  •        куры (кроме куриных окорочков);
  •        рыба мороженая неразделанная;
  •        масло подсолнечное;
  •        масло сливочное;
  •        чай черный байховый;
  •        молоко питьевое;
  •        яйца куриные;
  •        сахар-песок;
  •        соль поваренная пищевая;
  •        рис шлифованный;
  •        пшено;
  •        крупа гречневая — ядрица;
  •        вермишель;
  •        мука пшеничная;
  •        хлеб ржаной, ржано-пшеничный;
  •        хлеб и булочные изделия из пшеничной муки;
  •        картофель;
  •        капуста белокочанная свежая;
  •        лук репчатый;
  •        морковь;
  •        яблоки.

     Ценовое регулирование осуществляется не только на общефедеральном уровне. На уровне субъектов РФ существуют свои нормативные правовые акты, регулирующие вопросы ценообразования, например, Закон города Москвы от 28 января 2004 г. № 5 «О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен». Постановление УРТ Администрации Волгоградской обл. от 1 февраля 2012 г. № 4/8 «Об утверждении Административного регламента Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области».
     Таким образом, хотя законодательством и предусмотрено свободное ценообразование и установление производителями, поставщиками и продавцами цен самостоятельно, в силу наличия в нашей стране рыночной экономики, при которой сама система рынка, соотношения спроса, предложений и издержек регулирует уровень цен на товары, социальная направленность политики государства, закрепленная в Конституции РФ, ограничивает рост цен на социально значимые продукты, тем самым поддерживая определенный уровень материального положения населения страны.
    При покупке товаров в магазине окончательная цена устанавливается в ценнике на продукт, а при покупках на рынках даже при наличии ценника можно поторговаться и купить товар по более привлекательной цене. Себестоимость товара понизить нельзя, также нельзя уменьшить и размер издержек. Снижение общей цены товара на розничном рынке происходит за счет снижения торговой надбавки, а именно, части прибыли продавца. Продавец, устанавливая цену на товар, включает в него желаемый размер прибыли, при этом определяя для себя минимальный размер прибыли, который бы его устроил. При торге покупатель имеет возможность снизить цену с учетом желаемого уровня прибыли продавца до допустимого минимального уровня. Обычно это удается сделать при достаточно большой покупке, когда продавец, понижая цену, снижает полученную прибыль, но при этом сокращает время работы по продаже товара.


Ответственность за нарушения или несоблюдения правил ценообразования

 КоАП РФ в ст. 14.6 предусматривает ответственность за нарушение порядка ценообразования.
    Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), в том числе, на продукцию, завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), влечет наложение административного штрафа:

  •      на граждан — в размере 5тыс рублей;
  •      на должностных лиц — 50 тыс рублей или дисквалификация на срок до 3-х лет;
  •      на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки, в частности от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года.

    Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), в том числе на продукцию, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа:

  •    на граждан — в размере 5тыс рублей;
  •    на должностных лиц — 50 тыс рублей или дисквалификация на срок до 3 лет;
  •    на юридических лиц — 100тыс рублей.