Методы оценки конкурентоспособности товаров

Категория: Основы товароведения

Существует несколько методов оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.

1. Метод косвенной оценки конкурентоспособности товаров. Сущность этой методики основана на косвенном измерении конкурентоспособности по объему продаж. При этом де

лается предположение, что объем продаж конкурентных товаров свидетельствует о потребительских предпочтениях и поэтому может служить критерием конкурентоспособности. Кроме того, маркетинговые службы торговых организаций используют и скорость розничной продажи.

Определяющим для формирования конкурентоспособности будущей продукции и экономической эффективности ее производства и потребления является стадия проектирования. Исходя из этого, разработана комплексная система мероприятий по целенаправленному формированию уровня конкурентоспособности одежды на различных стадиях проектирования (табл. ).

 

Комплексная система мероприятий по формированию уровня конкурентоспособности на этапе проектирования

Стадия проектирования

Перечень мероприятий по обеспечению конкурентоспособности продукции

1

2

Техническое задание

Техническое предложение

Эскизный проект

1. Определение оптимальных потребительских и тех-нико-экономических требований к будущему изделию.

2. Обоснование базовых показателей конкурентоспособности одежды данного назначения.

3. Предварительная оценка изделий-аналогов и уровня экономичности проектируемых изделий.

4. Систематизация результатов анализа изделий-аналогов.

5. Установление вариантов принципиальных схем композиционного и конструктивного решения.

6. Определение оптимальных социальных и функциональных показателей.

7. Предварительная оценка эстетических и эргономических показателей.

8. Сравнение оптимальных вариантов эскизов серии моделей одежды с экспериментальными образцами базовых моделей.

 

При определении комплексного показателя конкурентоспособности швейной продукции необходимо последовательно провести ряд операций, объединенных алгоритмом комплексной оценки уровня конкурентоспособности, разработанным с учетом общего алгоритма, принятого в квалиметрии (измерение качества), и специфических особенностей структуры качества одежды. Алгоритм комплексной количественной оценки конкурентоспособности швейных изделий представлен в табл. .

На первом этапе в качестве единичных и комплексных показателей конкурентоспособности изделий приняты показатели качества швейных изделий, представленные в табл. .

 

Алгоритм комплексной количественной оценки конкурентоспособности швейных изделий

№ операции

Содержание операции

1

Определение перечня единичных и комплексных показателей, необходимых и достаточных для оценки конкурентоспособности одежды

2

Определение коэффициентов весомости всех показателей конкурентоспособности.

3

Определение диапазона изменения коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности

4

Установление базовых значений единичных показателей

5

Определение вида зависимости между показателями конкурентоспособности и их оценками

6

Измерение единичных показателей конкурентоспособности или их экспертная балльная оценка

7

Вычисление оценок отдельных единичных и комплексных показателей

8

Выбор метода комплексной оценки конкурентоспособности на каждом уровне и конкурентоспособности одежды в целом

9

Вычисление общей комплексной оценки уровня конкурентоспособности одежды

10

Анализ комплексных оценок и общей оценки конкурентоспособности и принятие решения

На втором этапе для определения коэффициентов весомости целесообразно организовать и провести опрос. Для этого в качестве экспертов привлекаются высококвалифицированные специалисты в количестве 5-9 человек со стажем работы не менее 10 лет.

Определение коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности мужских сорочек проводилось от конкретных единичных показателей до комплексных. 

На третьем этапе определяется диапазон изменения показателей конкурентоспособности. Так, из таблицы 8.3 видно, что больший диапазон изменения коэффициентов весомости для оценки уровня качества мужских сорочек имеют эстетические, эргономические и эксплуатационные в подсистеме потребительских показателей качества швейных изделий, в подсистеме технико-экономических показателей наибольшую значимость имеет показатель технологичности конструкции , а в подсистеме реализации и эксплуатации товаров - степень спроса .

Коэффициенты весомости обобщенных и комплексных показателей установлены также экспертами и рассчитаны по тем же формулам, что и единичные показатели. Так, по мнению экспертов, наиболее значимым показателем высту-

пает обобщенный потребительский показатель - весомость равна 0,554; на втором месте - технико-экономический -весомость равна 0,236; на третьем - показатель реализации и эксплуатации - весомость равна 0,210. В сумме равно 1. Установленные коэффициенты весомости позволяют оценить конкурентоспособность продукции отдельно по обобщенным показателям, а в случае необходимости более подробно по единичным показателям.

На приведены ранжированные ряды швейных изделий по значимости эстетических свойств ("красоты") для шести видов мужских сорочек, определенные на основе их экспертной оценки специалистами и социологической оценки потенциальными потребителями. Как видно из  наибольший коэффициент весомости эстетических свойств определен для модели 6, наименьший - для модели 1. Остальные изделия занимают промежуточное положение.

Следующей операцией является установление базовых значений показателей конкурентоспособности швейной продукции с учетом требований типовой номенклатуры показателей качества, определяемых стандартами.

Пятой операцией является определение вида зависимости между единичными показателями конкурентоспособности комплексными и их оценками. Оценка уровня конкурентоспособности швейных изделий производится путем сопоставления единичных показателей оцениваемых изделий с единичными показателями конкурентоспособности базовых изделий, определяемыми техническими условиями или стандартами.

Поскольку часть единичных показателей конкурентоспособности мужских сорочек не может быть измерена количественно, а измеримые показатели имеют различную размерность (градусы, мм), результаты оценок показателей были формализованы с применением безразмерной пятибалльной (с интервалом 0,5 балла) шкалы. Применение системы балльных оценок позволяет в дальнейшем оперировать с результатами оценки как с измеримыми показателями. При полном отсутствии дефектов изделие получает 5 баллов.

Далее в каждой ассортиментной группе швейных изделий определяется "лидер продаж" за определенный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие). Из табл.  видно, что мужские сорочки мод. Б 24-00 являются "лидером продаж", так как на конец квартала эта модель имеет наименьшую разницу между объемом поступления и объемом продажи (171 - 169 = 2).

 

Объем продаж мужских сорочек в I квартале 2004 г.

№ п/п

Номер модели мужской сорочки

Объем поступления на начало квартала, шт.

Объем продажи на конец квартала, шт.

1

Ю 20-01

241

234

2

Ю 28-01

134

129

3

Б 22-00

169

154

4

Б 24-00

171

169

5

П 39-00

74

71

6

П 38-00

96

92

На стадии реализации важным критерием конкурентоспособности выступает уровень реализации продукции.

Например, для мужской сорочки мод. П 39-00 уровень реализации составил:

R = 71 : 74 х 100 = 95,9% .

Вместе с тем уровень реализации непригоден в качестве критерия конкурентоспособности, если не учитывать скорость продаж и степень спроса швейной продукции.

 

Учитывая связь уровня реализации, скорости продажи и степени спроса, целесообразно пользоваться шкалой уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, которая представлена в табл. . Шкала составлена на основе практических наблюдений хода продажи швейной продукции.

Накопление такой информации во времени позволяет установить отдельные закономерности и особенности потребительских предпочтений покупателей, динамику их изменения, что может быть использовано при подготовке технического задания на проектирование промышленных коллекций, достичь большей согласованности покупательского спроса и товарных предложений в швейной промышленности, а также повысить конкурентоспособность продукции.

Шкала уровня конкурентоспособности швейной продукции на стадиях реализации

Уровень реализации, %

Скорость продажи

Степень спроса, %

Уровень конкурентоспособности

95-100

В очередь

90-100

Очень высокий

85-94

Более 30 шт. в день

80-89

Высокий

75-84

Более 20 шт. в день

60-79

Повышенный

65-74

10-20 шт. в день

50-59

Вполне удовлетворительный

55-64

5-10 шт. в день

40-49

Средний

45-54

До 5 шт. в день

30-39

Пониженный

35-44

До 1 шт. в неделю

20-29

Низкий

20-34

1 шт. в месяц

11-19

Очень низкий

0-19

1 шт. в период более месяца

0-10

Исключительно низкий

Конкретная проработка каждой модели одежды проводится дизайнерами одежды с учетом направления моды, информации о спросе (потребительских предпочтениях) и складывающейся производственной ситуации.

Единственным достоинством этой методики является относительная простота и доступность. К недостаткам относится невозможность применения для оценки межфирменных товаров-конкурентов, так как отсутствуют достоверные данные об объеме продаж конкретных товаров у фирм-конкурентов. Поэтому сфера применения этой методики ограничена внутрифирменной конкуренцией товаров. К тому же ее достоверность невелика, так как массовость продаж может объясняться не сильной конкурентоспособностью товаров, а слабой конкурентной средой и отсутствием или недостаточностью товаров-конкурентов.

Для повышения достоверности результатов оценки конкурентоспособности необходим комплексный подход с учетом всех