Общие требования Codex к инспекции и сертификации пищевых продуктов
В течение 1993—1999 гг. в рамках Codex были разработаны руководства для правительств по организации систем импортной и экспортной инспекции и сертификации пищевых продуктов. Общие принципы призваны избежать ненужных препятствий международной торговле, которые могут создать системы инспекции и сертификации.
Официально признанные системы инспекции и сертификации являются чрезвычайно важными средствами контроля пищевых продуктов. Тем не менее требования по осмотру и сертификации пищевых продуктов могут в значительной мере препятствовать международной торговле. Следовательно, желательно, чтобы построение и применение этих систем основывалось на определенных принципах.

Инспекция пищевых продуктов может проводиться на любой стадии в ходе сбора урожая, обработки, хранения, транспортировки, на этапе розничной продажи. Инспекционные системы могут быть ориентированы на пищевые продукты непосредственно, на процедуры, используемые в цепи производства и распределения, на вещества и материалы, которые могут быть включены в состав продуктов или загрязнять их.
Инспекция должна гарантировать, что пищевые продукты отвечают требованиям защиты потребителей:
■ от переносимых пищевыми продуктами болезней;
■ вводящих в заблуждение методов маркетинга.
Инспекционные системы должны основываться на объективной оценке риска. Импортеры должны уделить должное внимание заявлениям экспортирующих стран об отсутствии болезней, переносимых пищевыми продуктами. При выборе системы инспекции и сертификации следует ориентироваться на затраты, которые понесут потребители, пищевая промышленность и правительство. Такие системы должны ограничивать торговлю в минимальной степени.
В системах инспекции и сертификации государства, по возможности, должны использовать стандарты Codex. Действия по осмотру и системы сертификации должны быть открыты для исследования и оценки их фактической работы заинтересованными сторонами. Импортирующие страны должны публиковать информацию о своих требованиях. Разрабатывая системы инспекции и сертификации, страны импорта должны принимать во внимание возможности развивающихся стран.
Общепринятой является такая система, когда официальный инспекционный орган экспортирующей стороны подтверждает, что продукция отвечает установленным требованиям. Страна импорта создает инспекционную систему в местах пропуска через государственную границу и разрабатывает процедуры, которыми подтверждается подлинность самих сертификатов.
В документе «Руководящие принципы для установления эквивалентности систем инспекции и сертификации пищевых продуктов при экспорте и импорте» приводится практическое руководство для правительств, желающих вступить в двусторонние или многосторонние соглашения по данным вопросам.
Отдельный документ Codex посвящен принципам обмена информацией в ситуациях критического положения.
Критическими считаются ситуации, когда явно идентифицируется риск серьезного неблагоприятного воздействия на здоровье, связанный с потреблением некоторых пищевых продуктов.
Таким риском может быть:
■ биологическое или микробиологическое загрязнение (организм или токсин);
■ химическое загрязнение, например ядовитые уровни химикатов, загрязнения окружающей среды;
■ загрязнение радионуклидами;
■ другие опасности (например, инородные тела).
Компетентные органы страны экспорта должны быстро уведомить о чрезвычайной ситуации страны, которые импортировали опасные пищевые продукты. При необходимости эта информация доводится до сведения общественности. Если чрезвычайную ситуацию зафиксировали компетентные власти в стране импорта, они должны быстро информировать экспортирующую страну. Важен быстрый обмен информацией. Копии информационных писем отсылаются ФАО, ВОЗ, чтобы помочь в управлении чрезвычайной ситуацией на международном уровне.
Характер опасности для здоровья должен быть описан ясно и кратко. Если возможно, следует идентифицировать агент и пищевой продукт — источник опасности. В сообщении должны быть кратко описаны меры, предпринятые для снижения или устранения опасности:
■ отзыв или уничтожение, запрещение продажи продуктов из определенных источников;
■ меры, принятые с целью предотвратить их продажу;
■ меры, направленные на изоляцию источника;
■ меры по задержанию продукции;
■ окончательное размещение продукции.
В документе «Руководящие принципы обмена информацией между странами по поводу отклонений в качестве импортированных пищевых продуктов» речь идет об отклонениях, которые делают невозможным исполнение требований страны ввоза.
Возможные причины отклонения:
■ биологическое, химическое загрязнение, загрязнение радионуклидами;
■ неправильная или вводящая в заблуждение маркировка;
■ нарушен состав;
■ не соблюдены требования к пищевым добавкам;
■ качество, недопустимое по органолептическим показателям;
■ технические или физические дефекты;
■ неполный или неправильный сертификат;
■ товар прибыл не от одобренной страны, региона или предприятия;
■ другие причины.
Пищевые продукты могут быть отклонены по результатам органолептической экспертизы или из-за физических дефектов (например, протекающие канистры, сломанные пломбы или поврежденные коробки). Некоторые страны принимают мясо только от определенных одобренных предприятий в стране экспорта.
Когда компетентная власть отклоняет груз, представленный для импорта, она должна информировать импортера о причинах своего решения. Если отклонение груза связано:
■ с серьезной опасностью для здоровья населения страны;
■ с дезинформацией или мошенничеством по отношению к потребителю;
■ с серьезной ошибкой, допущенной при осмотре в стране экспорта контролирующие службы страны импорта должны в обязательном порядке уведомить об этом службы страны экспорта.
После получения такой информации, службы контроля качества пищевых продуктов в стране экспорта должны определить причину проблемы, которая привела к отклонению груза.
Возможны двусторонние обсуждения.
В других обстоятельствах, например:
■ если имеют место ошибки маркировки, утеря документов;
■ если были нарушены правила хранения или транспортировки после того, как груз был осмотрен в стране экспорта контролирующие службы страны импорта должны уведомить об этом соответствующие службы в стране экспорта по запросу. Насколько возможно, страны должны свести к минимуму ограничения на раскрытие информации.
После того как груз задержан, возможны следующие действия:
■ уничтожение;
■ грузы задержаны для исправления дефектов или для приведения в порядок документов;
■ задержаны до принятия окончательного решения;
■ импорт разрешен для использования, отличного от потребления человеком;
■ реэкспорт разрешен при определенных условиях, например в определенные информированные страны;
■ импортер уведомлен;
■ уведомлено посольство страны экспорта;
■ власти других стран возможного назначения уведомлены.