Правила жизни Генри Форда

Категория: Менеджмент

аркаГенри Форд являлся не только создателем автомобильной компании Ford Motor Company и одним из богатейших людей своего времени. Он также был и автором 161 запатентованных изобретений, и прославился необычным для бизнесмена и «технаря» латеральным мышлением и способностью к убеждению. Именно Форд стал одним из первых бизнесменов-наставников, поделившись своим опытом организации и управления бизнесом в книгах, которые написал сам: «Моя жизнь и мои достижения» (год 1922), «Сегодня и завтра» (год 1926), «Форвард» (год 1930). Именно в них Генри Форд изложил философию своей жизни, пять ведущих правил, которое мы озвучим сегодня.

1. «Когда вы думаете, что весь мир против вас, помните, что все самолеты взлетают против ветра!»

Сам Форд был выходцем из ирландской семьи, проживавшей в пригороде Детройта. Родители будущего успешного предпринимателя придерживались строгих патриархальных взглядов. Они заработали себе на жизнь сельскохозяйственным трудом и ожидал того же от своего сына. В 16 Генри ушел из дома и начал работать в Детройте, потому что у него была большая мечта – построить машину, которая могла бы стать воплощение принципа: «Автомобиль не должен быть роскошью, а только средством передвижения». Он считал, что он может создать транспортное средство для массового пользования, разработанное лучшими специалистами и из лучших материалов.
Первые попытки Форда в этом направлении нельзя назвать успешным. «Fordmobilat» 1893 года вызвал недоумение и насмешки. Изобретатель не сдавался, продолжая неустанно работать над улучшением модели. Параллельно снов и снова переделывая бензиновый двигатель, который мог бы заменить паровые двигатели, которые использовали в то время.

2. «Вы должны стать специалистом, обладающим умом и опытом, и знать в мельчайших подробностях, что и когда должно быть сделано и вами, и теми, кто работает на вас... Если б я хотел  уничтожить своих конкурентов, я бы сделал так, чтобы на них работали люди, умеющие говорить, но не умеющие работать и думать».
Сам Форд лично усовершенствовал модель конвейерной сборки автомобилей. Это позволило ему увеличить скорость производства в несколько раз, и, как следствие, снизить стоимости производимых транспортных средств, что сделало их более доступными. Благодаря беспрецедентному балансу между ценой и качеством легендарного на все времена «Ford Т», эта марка быстро захватила 50% рынка. Сама же организация конвейера получила название «Fordizam».

3. «Только два стимула заставляют людей хорошо работать самоотверженно: желание заработать больше и страх потерять эту возможность».
Одним из наиболее эффективных стратегических решений в этом отношении было принято в далеком 1914, когда заводы «Форд» подняли ежедневную минимальную заработную плату до 5-ти долларов (что эквивалентно более чем 130$  по сегодняшним меркам). Сам рабочий день оказался сокращен до 8-ми часов, а рабочая неделя для всех сотрудников стала шестидневной.
Также Форд оказался первым, кто установить отпуска для работников, что было невероятным в то время. В результате проблема текучести кадров на предприятиях была раз и навсегда решена. Перед заводами Форда «Ford Motor Company» выстроились очереди претендентов на рабочие места, и те, кому удалось попасть на собеседование, были готовы сделать все, чтобы получить свою работу. Точно так же, как работающие на Форда были готовы на все, чтобы сохранить свои места.
Но это было не единственным нововведением. По настоянию Форда если начальники отделов, бригад и цехов узнавали, что их сотрудник тратит свою зарплату в основном на алкоголь, азартные игры и другие сомнительные удовольствия, то такого человека незамедлительно увольняли. Ходили даже слухи о том, что у Форда есть своя секретный полицию морали, которая изучает частную жизнь работников.
Все это привело к одному – к беспрецедентному всплеску роста продаж автомобиля, который отличался не только доступной ценой, несравненно высоким качеством. Ведь рабочие Форда были лучшими во всей стране.

4. «Вы никогда не знаете, какой эффект будет иметь реклама. Но пусть даже если она принесет вам один дополнительный доллар, за нее нужно платить».
Было еще одно простое, но невероятно эффективное правило, которого придерживался Генри Форда – он делал все, чтобы рекламы его автомобилей было как можно больше. И чтобы эта реклама была как можно разнообразней.
Так однажды он получил благодарственное письмо от владельца автомобиля Ford V-8. Подобные письма приходили мешками, и потому предприниматель мог спокойно не обратить внимания на него. Но Форд заметил, что в конце письмо подписано «Клайд Бароу». Это был грабитель банков и убийца, который со своей верной спутницей Бонни Паркер больше двух лет сводили с ума всех сотрудников полиции и ФБР в нескольких южных штатах.
Наряду с щедрой похвалой автомобиля в письме гангстера содержалось и обещание, что отныне Бонна и Клайд будут воровать только Форды. Форд немедленно обнародовал письмо, которое имело просто невероятный рекламный эффект. Гангстерская пара сдержала свое обещание, и продолжила воровать только Форды, особенно понравившуюся им модель «Песчаная Пустыня», так как их корпуса были сделаны из пуленепробиваемой стали. А объемы продаж увеличились почти в 3.5 раза.
Когда, наконец, Бонни и Клайд были расстреляны, фото изрешеченного полицейскими пулями коричневого «Форда» путешествовало по газетам всей страны более полгуда. И это произошло так же именно при прямо посредничестве Генриха Форда, потратившего на эту беспрецедентную рекламную компанию почти 1.800.000 долларов.

5. «Для многих людей работа является борьбой, которая должна закончиться как можно скорее. Жизнь не состоит из отдыха и увеселительных поездок. Тот, кто думает иначе, не понимает, что любая остановка является на деле движением вниз».
Для того, чтобы работать в прикольном возрасте Форд делал все, чтобы сохранять отличную физическую форму, и требовал того же от своих подчиненных. Так на его предприятиях допускалось, например, устранение с работы на неопределенный срок с формулировкой «до тех пор, пока он не избавится от лишнего веса».

Именно благодаря своей отличной физической форме Форд не передавать бразды руководства компанией даже после того, как его настиг первый инсульт. Только после того, как случился второй, из-за которого бизнесмен потерял способность ясно мыслить, он отошел от активного руководства, назначив управляющим компанией своего внука Генри Форда II.

В 1947 году 7 апреля Генри Форд приказал водителю отвезти его к одному из своих заводов, а затем – на семейное кладбище. Следующей ночь он умирает. В дани похорон все заводы прекратили свою работу. И по словам очевидцев среди сотрудников Форда, вне зависимости от должности, которую те занимали, не было никого, кто бы искренне не переживал по поводу смерти босса.