Рыночные исследования

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

Систематическое, целенаправленное, комплексное изучение рынка приобретает первостепенное значение для промышленных компаний, особенно при решении проблем создания новых товаров. Хорошо организованное исследование рынка позволяет не только выявить критерии для оценки целесообразности проведения исследовании и разработок по созданию тех или иных изделии, но и сформулировать основную «идею» предполагаемых новых товаров.

 

Не останавливаясь специально на вопросах комплексного исследования рынка, отметим лишь, что оно кладется в основу всей работы крупных промышленных компаний, а следовательно, и разработки планов их исследовательской, производственной, сбытовой, финансовой и иной деятельности. Залогом эффективного функционирования производственной или коммерческой компании являются знание ею структуры рынка и представление о потенциале конкурентов, способность адаптировать свою стратегию к общеэкономической ситуации и к конъюнктурным колебаниям на рынке, а также обладание прогнозом конъюнктуры рынка по крайней мере на период 1—5 лет.

Изучение рынков осуществляется в различных формах. Одна из них — определение места фирмы-заказчика на товарном рынке. На основе анализа производственных показателей и финансового положения фирмы-заказчика проводится сопоставление результатов ее деятельности со средними показателями по отрасли и с показателями фирм-конкурентов. Данные о деятельности компаний берутся из их годовых отчетов.

Одним из источников пополнения банка данных служит опрос заинтересованных фирм. На основе их ответов вычисляется индекс производства, в котором учитывается мнение управляющих, ожидающих увеличения объема производства, и управляющих, ожидающих сокращения производства.

Другой формой исследования может быть среднесрочный прогноз продажи товаров фирмой-заказчиком на 5 лет. В этом исследовании может содержаться подготовленный на основе анализа балансовых отчетов фирмы-заказчика прогноз ее финансовой деятельности в условиях предполагаемых экономических ситуаций, который определяется на базе анализа данной отрасли и экономики страны в целом.

Ряд американских компаний, специализирующихся на изучении и прогнозировании товарных рынков, применяет так называемый балльный метод оценки степени риска фирм, выступающих на рынке со своими товарами. Согласно этому методу, количество подсчитанных баллов является основным показателем способности фирмы эффективно функционировать на рынке в течение ближайших 12—24 месяцев. В зависимости от финансового состояния анализируемой компании ей даются рекомендации по поддержанию необходимого уровня продаж и инвестиций на определенный период времени, рассчитывается прогноз ее прибылей. Подсчет происходит путем суммирования показателей шести коэффициентов, каждый из которых оценивается различным числом баллов:

— коэффициента ликвидности, представляющего собой отношение оборотных средств (за вычетом запасов) к текущей задолженности фирмы;

— отношения обязательств фирмы к собственному капиталу. При нормальном положении общие суммы обязательств фирмы не должны превышать собственного капитала;

— коэффициента валовой прибыли — отношения валовой прибыли к сумме продаж;

— отношения валовой прибыли к собственному капиталу;

— отношения чистой прибыли к сумме активов, т. е. оценка рентабельности использования всех активов фирмы;

— коэффициента, характеризующего эффективность использования собственного оборотного капитала фирмы,— отношение суммы продаж к собственному оборотному капиталу.

Степень риска компании условно характеризуется суммой баллов: чем больше сумма баллов, тем шире возможности фирмы на рынке. Например, показатель в 100—77 баллов означает низкую степень риска для фирмы на рынке, в 76—56 баллов — умеренно низкую степень риска, в 55—31 балл — умеренно высокую и в 30—1 балл — высокую степень риска, отсутствие баллов— невозможность выполнять обязательства и нормально функционировать.

Сумма баллов выступает как обобщенный условный показатель финансового состояния фирмы в настоящее время и в прогнозируемый период. При характеристике положения фирмы на рынке обычно дается сопоставление технико-экономического состояния фирмы с соответствующими показателями по отрасли в целом. Промышленные компании стремятся выявить структуру и направления изменения спроса, предсказать появление новых, высокодинамичных сегментов рынка и исходя из этого строить свою научно-техническую, производственную и сбытовую политику.

Не случайно у промышленных компаний при формировании и осуществлении стратегии выпуска новых товаров центр тяжести постепенно смещается от технической новизны изделий к новизне рыночной. Исследования и разработки ориентируются главным образом на потребности рынка, а не на техническое совершенствование изделий.


Статью добавил maksim