Требования, предъявляемые к планировке магазина

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

1. Торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже.

2. Кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными.

3. Приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров.

4. Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал.

5. Планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; оптимально использовать площади, создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов.

6. Планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

Виды технологических планировок торгового зала — линейная, боксовая, смешанная, выставочная, свободная. Зависит от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи.

Линейная планировка торгового зала — размещение товаров и проходов для покупателей спланировано в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть — продольная, поперечная, смешанная.

Боксовая планировка — торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок.

Смешанная планировка — расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

Выставочная планировка торгового зала применяется при продаже товаров по образцам. Крупногабаритные товары размещаются на различном оборудовании, образуя выставку товаров.

Свободная планировка — предполагает расстановку оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

Дизайн розничного предприятия, планировки и распределения площадей — неотъемлемая часть стратегии управления, которая создает среду функционирования.

Три основных аспекта дизайна магазина:

1. Инженерно-экономический

2. Эстетико-психологический

3. Коммерческий.

Принципы дизайна в магазине:

1. Обеспечение в торговом зале гибкого и свободного передвижения людей, товаров и оборудования;

2. Создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;

3. Создание привлекательного интерьера магазина путем оснащения соответствующей мебелью, торговым оборудованием, инвентарем, подбора цветового решения, светового освещения.

Размещение отделов в магазинах. При принятии решения о размещении необходимо учитывать следующие факторы: величина площади магазина, конфигурация помещений, специфические особенности покупательских контингентов, их навыки и привычки, специфика и широта ассортимента, ценность площади, которой располагает магазин, этажность здания магазина, возможность привлечь максимальное количество покупателей и предложить им для осмотра и выбора максимальное количество товара. В одноэтажном магазине специалисты выделяют 4 зоны, различающиеся ценностью, или объемом товарооборота, приходящегося на 1 м2 торговой площади. В зоне, непосредственно примыкающей к передней, фасадной стене магазина, реализуется примерно 40% всего оборота магазина, следующая зона по направленности к противоположной от входа стене зала дает 30% оборота, последующие зоны дают соответственно 20 и 10%.

При размещении отделов принимают во внимание специфические особенности товаров, входящих в их ассортимент. Товары импульсивного спроса, полуфабрикаты и другие товары, предоставляющие покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны, где посетители магазина пройдут наверняка (покупатели не будут специально разыскивать эти товары в торговом зале).