Виды фирм

Категория: Менеджмент

Под этим термином фирма понимаем обособившуюся в процессе общественного разделения труда хозяйственную единицу современного  хозяйства, соответствующим образом зарегистрированную в стране местонахождения согласно нормам ее гражданского или торгового права.

 

В мировом  хозяйстве насчитывается несколько десятков миллионов действующих фирм. Естественно, что объектом практического интереса могут и должны быть далеко не все фирмы, либо одна, какая-то конкретная, либо группа фирм, представляющая основу фирменной структуры определённой отрасли промышленности или рынка.

Каждая форма присваивает себе фирменное наименование, которое может содержать либо имя (или инициалы) и фамилию одного или нескольких владельцев фирмы, отражать характер ее деятельности, либо то и другое, включать в большинстве случаев аббревиатуру или полное название ее правовой формы. Наименование фирмы обозначается на бланках писем, счетах, печати и т.д.

Любая фирма может контролировать другие фирмы путем системы участия в капитале последних. В таких случаях она является по отношению к ним холдинговой, т.е. головной, или материнской, компанией, и тогда под термином «фирма» понимается головная компания вместе с контролируемыми ею дочерними компаниями, хотя последние имеют собственное наименование и юридически самостоятельны.

По своей хозяйственной специализации, сложившейся в результате общественного разделения труда, все фирмы могут быть классифицированы как промышленные, сельскохозяйственные или агропромышленные, строительные, транспортные, телекоммуникационные, торгово-посреднические, банковские, страховые и т.д.

Каждая фирма, участвующая в хозяйственном обороте, образуется в определенной правовой форме и действует в рамках норм права, регулирующего ее деловые взаимоотношения с контрагентами. Правовая форма фирмы определяет ответственность и правомочность ее пайщиков и должностных лиц, формы отчетности, порядок налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления, порядок ликвидации и другие аспекты, знание которых необходимо при установлении деловых отношений с нею. Кроме того, знание правовой формы значительно облегчает поиск информации о ней, поскольку отдельные источники содержат информацию только о фирмах, образованных в определенной правовой форме.

В качестве фирмы могут выступать как индивидуальные предприниматели, так и объединения предпринимателей. Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, осуществляющие хозяйственные операции в различных сферах деятельности (производственной, торгово-посреднической, транспортной, банковской и т.д.) и несущие при этом полную имущественную ответственность по обязательствам своей фирмы. Количество индивидуальных предпринимателей чрезвычайно велико и исчисляется миллионами. Это, как правило, мелкие и средние по объему операций фирмы с ограниченными финансовыми возможностями. Поэтому при выборе их в качестве контрагентов следует навести справки о платёжеспособность и финансовом положении.

Объединение предпринимателей для совместного осуществления предпринимательской деятельности происходит в форме различных товариществ и обществ. В первом случае предприниматели наряду с объединением своих капиталов принимают непосредственное участие в деятельности своей фирмы и несут неограниченную имущественную ответственность по ее обязательствам. К объединениям такого типа относятся полные товарищества. Это некрупные фирмы, получение сведений о них весьма затруднительно, поскольку они не подлежат публичной отчётности.

Во втором случае объединяются только капиталы предпринимателей. Личного их участия в ведении дел фирмы не требуется. Такие фирмы управляются профессиональными управляющими. В случае несостоятельности фирмы капиталовкладчики рискуют только своим вкладом. К таким объединениям относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Именно в этих двух формах действуют наиболее крупные фирмы, располагающие наибольшими финансовыми и производственными возможностями. Промежуточной формой между полным товариществом и обществами являются коммандитное и акционерно-коммандитное товарищества, соединяющие в себе черты тех и других.

Установлению деловых отношений с какой-либо конкретной фирмой обычно предшествует фирменный поиск, который включает в себя:

1) определение фирменной структуры соответствующей отрасли или рынка;

2) выявление ведущих фирм в отрасли;

3) изучение отдельных фирм.

Фирменная структура отрасли, в том числе продуценты, экспортеры или импортеры отдельных видов товаров, выявляется по специальным товаро-фирменным или отраслевым справочникам, каталогам, отраслевым изданиям промышленных ассоциаций и торговых палат и т.д. Затем из общего круга фирм выявляются наиболее представительные из них по удельному весу в отраслевом объеме производства того или иного товара, используя статистические сборники и показатели деятельности отдельных фирм.

Определяются правовая форма фирмы, специализация, территориальная рассредоточенность ее операций, удельный вес в производстве конкретных товаров, особенности организационной структуры, дочерние компании и их месторасположение, научно-производственные и финансовые связи с другими фирмами, проводится технико-экономическое сопоставление ее продукции с аналогичной продукцией других фирм и т.д.